2. Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья
С 01.09.2016 года вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС ОВЗ и УО).
Стандарт регулирует отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее дети с ОВЗ).
Стандарт разработан на основе Конституции и законодательства РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях общеобразовательной школы.
ФГОС ОВЗ и УО применяется только в отношении учащихся, зачисленных на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам (АООП) после 1 сентября 2016 года.
Документы:
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». (DOCX)
Письмо Минобрнауки России от 06.02.2015 г. № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ». (DOCX)
Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (PDF)
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 17.04.2015г. №375 «Об организации работы по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (DOCX)
3. Нормативные правовые документы, регламентирующие обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Международные
Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года (DOCX)
Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (DOCX)
Федеральные
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ((DOCX)
Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». (DOCX)
Федеральный закон от 03.05.2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» (DOCX)
Федеральный закон от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (DOCX)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». (DOCX)
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». (DOCX)
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 9 ноября 2018 г. N 196 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 № 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования". (Зарегистрирован 11.09.2020 № 59783).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». (DOCX)
Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи». (DOCX)
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». (DOCX)
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях. (DOCX)
Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей». (DOCX)
Письмо Минобрнауки России от 14.07.2014 г. № ВК-1440/07 «О центрах психолого-педагогической и социальной помощи».(DOCX)
Письмо Минобрнауки России от 09.04.2014 г. № НТ-392/07 «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». (DOCX)
Письмо Минобрнауки России № ВК2101/07 от 31.08.2015 г. «О порядке организации получения образования обучающихся, нуждающихся в длительном лечении». (DOCX)
Письмо Минобрнауки России от 06.02.2015 г. № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ». (DOCX)
Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической и социальной помощи». (DOCX)
Письмо Минобрнауки России № 07-3517 от 19.08.2016 г. «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». (DOCX)
Региональные
Закон Липецкой области от 22 декабря 2004 г. N 152-ОЗ «О воспитании и обучении детей-инвалидов в Липецкой области» (PDF)
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 14 августа 2015 г. N 939 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях (PDF)
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 17.04.2015г. №375 «Об организации работы по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (DOCX)
Межведомственный комплексный план (дорожная карта) мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2020 гг. (DOCX)
Приказы УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Липецкой области:
Муниципальные
Постановление администрации города Ельца от 05.10.2015 № 1543 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории городского округа город Елец (2015-2030 годы)» Разработанные в МБОУ СШ №1 им. М. М. Пришвина
Контактная информация:
Директор: Гришанова Ольга Васильевна, 8 (47467) 2-73-46
Наши координаты: г. Елец, ул. Профинтерна, д. 2а
4. Доступная среда
Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ в МБОУ СШ № 1 им.М.М. Пришвина
Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования УК1 Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования УК2 Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых услуг в сфере образования УК3 План по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий оказания услуг 5. Информация о материально-техническом обеспечении 6. Психолого-педагогический консилиум
7. Психолого-педагогическое сопровождение
В ОО работает служба психолого-педагогического сопровождения в соответствии с приказом Минпросвещения России № 115 от 22.03.2021:
В рамках психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ педагоги-психологи реализуют единственно возможную с точки зрения продуктивности форму работы – индивидуальную.
Индивидуальная работа с особенными детьми строиться с учётом рекомендаций ИПРА ребенка-инвалида и отражает следующие виды деятельности:
⦁ коррекционные и развивающие занятия с применением игровых и информационно-коммуникативных технологий.
Педагоги-психологи на развивающих занятиях реализуют игровые технологии через использование элементов арт-терапии (рисование, лепка, конструирование). Коррекционные занятия на ступени начального общего образования осуществляются по программе «Учись учиться» под редакцией Е.В. Языкановой. На ступени основного общего образования реализуется программа «Я – личность».
⦁ психодиагностическая работа.
Данный вид деятельности позволяет педагогам-психологам мониторить эмоциональное состояние и особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Результаты диагностического обследования используются при составлении психолого-педагогического заключения, цель которого – ориентировать педагогов, родителей и администрацию школы в проблемах личностного и социального развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В течение учебного года педагогами-психологами используются следующие стандартизированные методики: «Тест уровня школьной тревожности Филлипса», «Шкала явной тревожности для детей», «Экспресс-диагностика и др.
⦁ профилактическая работа.
Педагоги-психологи проводят ряд предупреждающих мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации детей-инвалидов. Данный вид работы, как правило, носит форму беседы, лектория или психологического урока. Темы проводимых занятий следующие: «В здоровом теле – здоровый дух», «Чем опасно мелкое хулиганство»; «Я – хозяин своих эмоций и чувств», «Жизненные ценности современной молодёжи» и т.д. Однако, педагоги-психологи также используют нестандартные методы работы.
⦁ консультативная работа.
Индивидуальное консультирование обучающихся подразумевает решение личностных проблем, вопросов профессионального самоопределения, взаимопонимания в коллективе и др. Параллельно осуществляется консультирование родителей по вопросам установления положительных взаимоотношений в системе «родитель – ребёнок».
Стоит отметить, что в ОО функционирует психолого-педагогический консилиум, который позволяет объединить усилия коллектива для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса и выработать единую стратегию сопровождения детей с особенностями в развитии.
8. Инклюзивное образование
В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития в общеобразовательных школах.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе).
Организация в ОО инклюзивного образовательного процесса выстроена с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Так, например, в ресурсном классе обучается 8 детей. Каждый ребёнок проходит этап социализации и адаптации в коллективной форме работы, участвуя в совместных играх с нормотипичными сверстниками (ежедневные общие перемены, «Уроки добра», коммуникативные круги)
Реализация индивидуальной формы обучения подразумевает взаимосвязь специалистов психолого-педагогического сопровождения. Тьюторы, учитель – дефектолог ежедневно дают рекомендации учителям-предметникам, родителям.
3 обучающихся ресурсного класса (второй год обучения) еженедельно посещают уроки и дополнительные занятия (русский язык, математика, технология, окружающий мир, музыка, рисование).
Фронтальная форма обучения предполагает работу преподавателя сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами, которую учитель ресурсного класса использует в рамках коррекционно-развивающей работы.
В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками. Так обучающиеся ресурсного класса осваивают наиболее значимые навыки с помощью нормотипичного сверстника. (аппликация, использование игр).
В ОО действуют объединения дополнительного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов: Медиацентр«НеФормат», Театр-студия «Театр для всех!», «Общая физическая подготовка», «Решаем конфликты мирным путем», «Военно-прикладная подготовка», «Экологический десант»;
- курсы внеурочной деятельности для детей с ОВЗ «Ритмика», «Погружение в сказку», «Лепка», «Социально-бытовая ориентировка»,
- курсы внеурочной деятельности для детей-инвалидов «Я живу в России», «В гостях у Знайки», «Я-гражданин России», «Учись учиться. Русский язык».
9. Сведения о педагогических работниках
В МБОУ СШ №1 им. М.М. Пришвина работает 64 педагога. С обучающимися с ОВЗ работают 24 педагога. За последние 3 года 100% учителей имеют удостоверение в области инклюзивного образования.
10 специалистов ресурсного класса прошли обучение по программе «Прикладной анализ поведения (АВА-терапия), поведенческий подход, применение методов прикладного анализа поведения в педагогической и коррекционной работе с ребенком с ОВЗ (РАС)» в ООО КМЦ «Педагогика и психология» (г. Москва). Педагоги школы прошли на базе ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет» повышение квалификации по программе «Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях», на базе АНОДПО «Школа анализа данных» (г. Москва) - повышение квалификации по программе «Инклюзивное образование для учеников с задержкой психического развития».
10. Методические рекомендации
Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.
Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей
Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации "Адаптация образовательной программы обучающегося с расстройством аутистического спектра"
Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройством аутистического спектра"
Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации "Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройством аутистического спектра"
Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации "Организация деятельности регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройством аутистического спектра"
Методические рекомендации, разработанные МБОУ СШ №1 им. М. М. Пришвина
11. Служба ранней помощи детям с ОВЗ В МБОУ СШ № 1 им. М.М. Пришвина функционирует Служба ранней помощи детям с ОВЗ. Целями Службы в МБОУ СШ № 1 им. М.М. Пришвина являются:
-своевременное выявление семей с детьми, нуждающихся в ранней помощи;
-разработка программ ранней помощи ребенку, имеющему нарушения в развитии или риск появления таких нарушений.
Задачи:
- раннее сопровождение и поддержка родителей и членов семьи при рождении ребенка с нарушениями в здоровье;
- консультирование родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития;
- предоставление информации о законодательных актах, защищающих права ребенка и семьи, о социальных гарантиях, об общественных и государственных организациях, оказывающих необходимую помощь и услуги.
Основные направления деятельности:
Кадровый состав: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог.
Основные направления деятельности:
12. О сетевой форме реализации дополнительных общеразвивающих программ Договор о сетевой форме реализации дополнительных общеразвивающих программ Договор о сетевом взаимодействии в области профессиональной ориентации (социальном партнерстве) Договор о сетевом взаимодействии по профориентационной работе АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МБОУ СШ №1 им. М.М. Пришвина |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов