Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Метод проектов

 

Метод проектов – одна из форм развития универсальных учебных действий обучающихся.

Подготовила учитель начальных классов Клокова О.В.

В последнее время в отечественном образовании наблюдается необычайный интерес к методу проектов.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проектный метод – это метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе.

Это технология, обеспечивающая личностный рост ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей.

Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Очень часто в начальной школе мы пользуемся проектами, но не всегда знаем, что это проект. Например, готовим с детьми сказку или праздник. Даем детям подготовить небольшие сообщения к уроку на заданную тему, а оказывается - это проект. Как сильно должен измениться сам учитель, чтобы учить детей не сухим фактам, а учить учиться самим.

Проектная деятельность, действительно помогает научить детей учиться самим. Ведь готовя проект, дети копаются в куче информации, ищут описание и т.д. и т.п. Так что за проектной работой в начальной школе очень большое будущее.

Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык.

Темы проектов учащихся этого возраста тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство,  интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.
Методика проектной работы предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся деловому творческому общению. При создании мультимедийных проектов по литературному чтению в качестве консультантов могут выступать педагог и библиотекарь.
Главная цель проектной деятельности — разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту “не заметить”. Обязательная задача педагога при работе над проектом — дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

Активно входят в нашу жизнь интерактивные технологии, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Решая проблему информатизации школы нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь - сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении как электронная SMART-доска, мультимедийный проектор. Педагогические возможности электронной доски и мультимедийного проектора как средств обучения, по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.
В нашей школе появилась возможность соединить в себе легкость и удобство традиционных инструментов с перспективными инновационными технологиями. Для меня как педагога, преподающего в начальной школе доска и проектор стали своеобразным «волшебником», который смог сделать  предметы увлекательными, запоминающимися и эффективными.

В связи с введением нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения я со своим учениками ведём работу над созданием проектов по всем предметам начальной школы, в том числе и литературному чтению. Дети готовят проекты по устному народному творчеству, творчеству А.С.Пушкина, «Дети в творчестве современных писателей» и многие другие темы. Создание проектов не является самоцелью, учащиеся создают небольшие мультимедийные презентации-проекты к определенному уроку.
Хочу поделиться опытом работы над проектом во 2 классе по литературному чтению по теме «О чём может рассказать библиотека» (или «Почему нам интересно ходить в библиотеку»).

Перед участниками проекта была поставлена задача - рассказать о библиотеке, которую они посещают и о своей домашней библиотеке: как она создавалась, какие семейные реликвии хранит, сколько книг в библиотеке и каких (по видам изданий, темам и т.д.). Поскольку большинство детей мало знакомо со своими домашними «книжными собраниями», даже детскими книгами в них, необходимо было предварительно изучить библиотеку.
Цели и задачи проекта:

  • формировать у детей представление о библиотеке, которую они посещают и о домашней библиотеке как семейной ценности, передающейся от поколения к поколению;

  • стимулировать интерес к книгам, к чтению;

  • развивать творческие способности детей, навыки литературного письма;

  • развивать навыки исследовательской работы;

  • формировать умение обращаться с книгой.

План работы над проектом:

  1. Посещение Елецкой городской библиотеки им. А.С.Пушкина

  2. Подготовить вопросы библиотекарю на интересующую тему;

  3. Составить план исследования:
    а) Что вы уже знаете о библиотеке?
    б) Что было бы интересно узнать?
    в) Как можно получить эти сведения?

г) Определить, какие энциклопедии, справочники и периодические издания есть в библиотеке.

д) Какие тематические выставки были в библиотеке?

  1. Подготовить сообщения, доклады или мультимедийные презентации по выбранным направлениям;

  2. Написать сочинение на тему: «Что заинтересовало меня в библиотеке» или «История появления первых книг»

  3. Подготовить стихотворения и загадки о книгах и библиотеке.

Участники проекта работали с интересом, даже те, кто не любит читать. Дети неоднократно посетили библиотеку и побеседовали с библиотекарем. Многие отметили, что состоялось настоящее знакомство с собственной библиотекой.

С особой гордостью авторы рассказывали о книгах, которые покупали ещё их родителям, даже прабабушкам и прадедушкам (вообще, и книги XIX века, и 1956, и 1990 года издания, по мнению детей, объединяются словом «старинные»).

Многие дети не просто выразили желание оставить своим потомкам личную библиотеку, но и задумались, какой же она будет.

Презентация проекта:

 

 

Курасова Екатерина:

 

 

Библиотека – это собрание, хранилище книг, где я могу найти информацию и узнать много интересного, нового и познавательного для своей учёбы и просвещения. Библиотека – это друг и помощник, готовый всегда выручить и подсказать правильный выбор, дать дельный совет. Я хочу рассказать вам о моей домашней библиотеке.
У меня небольшая библиотека, в ней около 130 книг. Из них 83 книги мои личные, 22 книги читали в детстве родители, 25 взрослых книг. Книги я стала собирать с 7 лет. Первые мои книги мне подарили родители. Все книги, что собраны в моей библиотеке, мне очень дороги. Всю детскую литературу я уже прочитала. Помню, как появилась каждая книга в моей домашней библиотеке.
У меня сохранились 22 книги из дошкольной поры в хорошем, опрятном состоянии. Мне интересно перелистывать их, и я часто читаю их своему младшему брату. Первая прочитанная мною книга – это сборник рассказов для внеклассного чтения.
В основном в моей библиотеке художественная литература (101 книга, 91 книга отечественных и 10 книг зарубежных авторов).
Книги для моей домашней библиотеки я в основном покупала с мамой. Часто покупает и дарит мне книги (в основном познавательные) папа, а также друзья и знакомые.
Наша домашняя библиотека – это в основном заслуга мамы и бабушки. Они любят читать и покупает много разных интересных книг. Благодаря маме у меня много книг и я очень люблю читать.
В моей библиотеке нет очень старых книг, самые ранние издания 1983 года. В моей домашней библиотеке книги в идеальном порядке, хотя мы всей семьёй часто ими пользуемся. Наша семья очень любит читать.

Лаврищева Анастасия:

 

 

Учреждение, собирающее, хранящее книги, выдающее их читателям, называют библиотекой. Bibliotheke – сложение слов biblion (книга) и theke (склад, хранение).
У нас дома тоже хранится много книг. Это наша домашняя библиотека. Она небольшая – всего около одной тысячи книг. Здесь и художественные книги, и научно-популярные, и словари иностранных языков (английского и немецкого), справочники, энциклопедии и, конечно же, детская литература.
Больше всего в нашей библиотеке художественной литературы. Это около 600 книг отечественных и зарубежных писателей. У нас есть книги О. Генри и М. Дрюона, Т. Драйзера и А. Дюма, М. Лермонтова и А. Пушкина, А. Островского, Н. Карамзина и многих других. Полки нашей библиотеки заполняют собрание сочинений А. С. Пушкина в 10 томах, М. Лермонтова в 4 томах, Н. Лескова в 6 томах и т.д.
Больше всего у нас книг отечественных авторов прошлых веков. Их около 350 – это и проза, и поэзия, и детективы, и фантастика, и военные мемуары, и исторические произведения. Преобладают романы и поэзия (примерно 280 книг, т.е. 80 %). У нас в семье читали и читают не только авторов 19 и 20 веков, но и современных писателей, таких, как Б. Акунин, Д. Браун, А. Маринина и др.
Конечно же, я храню книги тех времён, когда ещё не ходила в школу и не умела читать. Многие книги мне читала мама. Это были небольшие рассказы или стишки русских поэтов. Когда мне мама читала, я внимательно слушала её и рассматривала красочные рисунки. Мне их было интересно даже просто полистать, потому что все рассказы и стихи я знала наизусть и по картинкам рассказывала истории сама. А ещё у меня есть книжки-игрушки, книжки-театр. Книжки-игрушки – это такие маленькие книжки, в середине которых помещена резиновая игрушка, если на неё нажать, она запищит. А книжка-театр – это большая книжка, которую открываешь – и перед тобой встают картонные домики и разные персонажи. Можно придумывать и свою сказку.
Все книжки из моего дошкольного детства я бережно храню, хоть некоторые и пришлось немного подклеить. Иногда я их просматриваю, читаю своим куклам. Несколько детских книжек я всё-таки подарили своей младшей сестрёнке. Пускай тоже учатся читать. Ведь и мне мои книжки из детской части нашей библиотеки (а это около 250 книг) достались от моих старших родственников.
А ещё мы иногда ходим с мамой и папой в книжный магазин, где они обязательно мне покупают какую-нибудь книжку, которую мы выбираем вместе. Мне нравится ходить в книжные магазины, потому что я ещё ни разу не выходила оттуда без книги. Иногда мне книги дарят на день рождения мои подруги или кто-то из родственников. Тогда они на титульном листе пишут свои пожелания мне и подписывают своё имя. У моих родителей тоже есть такие книги, которые им подарили.
Я ещё не все книги из моей библиотеки прочитала, но обязательно прочитаю, ведь это очень увлекательно. Иногда у меня берут почитать книги мои подруги. Я им даю свои книги, а они мне свои.
Я бережно отношусь ко всем книгам. К этому меня приучила мама – не рвать книги, не мять их, не читать за кухонным столом, чтоб не замарать их. Тогда они сохранятся надолго и достанутся нашим потомкам.
Я очень люблю читать книги, жаль только, что у меня не так много времени для чтения. И почему-то я всё ещё люблю, когда мне читает мама. Уж очень нежный у неё голос, а ещё она умеет его менять под разного героя – заслушаешься. Когда я вырасту, то тоже буду читать своим детям.

 

 

 

 

Дякин Михаил:

 

В библиотеке есть разные книги. Когда я впервые пришёл в библиотеку, то должен был сначала записаться. Мама заполнила читательскую каточку, и только после этого я смог сам брать книги из библиотеки.

Поскольку не все книги выдаются домой, то приходится читать в библиотеке. Для этого здесь есть большой читальный зал, где можно спокойно читать необходимую литературу или работать в интернете

Книги в библиотеке располагаются так: художественные по автору, а научно-познавательные по темам.

Осуществлять поиск книг в библиотеке можно несколькими способами. Прежде всего, необходимо точно знать автора и название книги. Потом работа с алфавитным каталогом. Нем карточки располагаются строго в порядке алфавита по фамилии автора либо заглавию книг. После того как книга найдена, записываются сведения о её хранении на специальный требовательный лист. Здесь указывается шифр книги, состоящий из индекса раздела и авторского знака. При необходимости записывается инвентарный номер книги. Все эти сведения помогут библиотекарю отыскать то, что вам нужно гораздо быстрее.

Книга – учитель,
Книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг,
Книга – советчик,
Книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга – нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля, наконец.
Книга не просто красивая мебель,
Не приложение дубовых шкафов.
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.

В. Быков

 

 

 

 

Опыт работы по организации проектной деятельности позволил мне составить ряд памяток, рекомендаций.

Для того чтобы работа была эффективной, необходимо соблюдать следующие условия, которые сформулированы в памятке для учителя.

Памятка для учителя.

  1. Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и  систематичной.

  2. Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

  3. Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.

  4. Создать психологический комфорт:

а) дети не должны бояться совершить ошибку;

б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять;

в) дать возможность раскрыться,  поверить в себя каждому ученику.

  1. Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир.

  2. Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным.

  3. В начальной школе  должен преобладать индивидуальный проект, когда  ребенок преодолевает все ступени сам.

Памятка для родителей.

  1. Покажите  пример детям в своем стремлении к  новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.

  2. Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.

  3. Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.

  4. Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.

  5. Меньше наставлений, прямых инструкций.

  6. Не сдерживайте инициативу.

  7. Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.

  8. Не раздражайтесь.

  9. Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.

  10. Учите доводить дело до конца.

Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной  деятельности – презентация (защита) проекта.

 

 

 

 

Правила презентации для ученика:

  1. Установи спокойное, размеренное дыхание – это успокаивает.

  2. Найди удобное положение тела и место для рук.

  3. Спокойно посмотри на слушателей.

  4. Назови тему.

  5. Заинтересуй слушателей выступлением.

  6. Говори свободно. Следи за жестами и мимикой.

  7. Подчеркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса. Тон делает музыку выступления.

  8. Делай паузы, чтобы слушатели смогли  осмыслить то, что услышали.

  9. Логично закончи свое выступление.

Памятка для учителя по подготовке к презентации.

  1. Помогите ученикам произвести самооценку проекта:

  2. Почему начали работу над проектом?

  3. Решили ли вы проблему?

  4. Как оценили вашу работу люди, столкнувшиеся с работой?

  5. Что не доделано, а может быть можно изменить.

  6. Помогите оценить процесс проектирования.

  7. Помогите ученику подготовить проект к презентации. Разработать план выступления.

  8. Не следует из презентации делать спектакль, это отвлекает от сути.

  9. Оценка проекта должна носить стимулирующий характер.

  10. Не следует превращать презентацию проектов в  соревнование. Лучше выделить номинации.

Плюсы и минусы метода проектов в начальной школе

Плюсы проектной деятельности:

+ навыки самообразования и самоконтроля;

+ моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;

+ навыки групповой деятельности;

+ индивидуальный подход;

+ интерес к познавательной деятельности

Минусы проектной деятельности:

- возрастает нагрузка на учителя;

- ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);

- психологические коммуникативные проблемы;

- проблема субъективной оценки.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.  Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”.

 

Педагогическая технология, как метод проектов, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее.