Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Главная Направление работы ФГОС Интеграция воспитания и дополнительного образования (ФГОС)
Интеграция воспитания и дополнительного образования (ФГОС)

Подготовила Макарчук Т. Н., учитель ИЗО и черчения

Мы знаем, что каждый ребенок- планета

В нем спит мир огромный, укрытый от света.

А наша тревога и наша забота –

Раскрыть этот мир – в этом наша работа.

Мы спаяны вместе - учитель и дети –

На этой огромной прекрасной планете.

При переходе на федеральные государственные образовательные стандарты важно ответить на следующие вопросы:

- В чем состоит замысел внеурочной деятельности?

- Какие её цели, кто их ставит и реализует?

- Какое подбирается содержание, как оно структурируется?

- Какие средства выбираем?

- На какие результаты ориентируемся?

- Какой ценой они будут достигаться?

Через ответы на эти вопросы проявляется позиция школы по отношению к дополнительному образованию детей и к содержанию программ по  внеурочной деятельности.  Она может быть как потребительской, меркантильной, формальной , инертной , так и деловой,  тонизирующие партнерские отношения во всех начинаниях. Хочется, конечно, чтобы последнее было самым актуальным, ведь образовательные программы дополнительного образования, являются одной из базовых моделей организации внеурочной деятельности.

Данная модель предполагает создание общего программно- методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей. Преимущества модели заключается в следующем:

- предоставление широкого выбора для ребенка направлений детских объединений по интересам;

- возможности свободного самоопределения и самореализации детей, привлечение к осуществлению внеурочной деятельностью квалифицированных специалистов.

Интеграция воспитания и дополнительного образования, несомненно, становится важным условием перехода на новый стандарт. Вот результаты, которых позволяет достичь подобная интеграция:

- формирование единого воспитательного пространства;

- социализация личности;

- формирование духовно- нравственных качеств у школьников;

- обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.

Внеурочная деятельность- это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Во внеурочной деятельности необходимо создать атмосферу и условия развития определённых способностей ребенка. На своих занятиях я подхожу к данному процессу именно с позиции развития ребенка, а не обучения. Главное- осуществить на основе взаимных интересов содружество общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Внеурочная деятельность в нашей школе реализуется по трем направлениям: Творческая мастерская, Краеведение, Хореография. И по каждой образовательной программе лейтмотивом проходит духовно- нравственное воспитание обучающихся.

Программа занятий «Творческая мастерская» включает великие и вечные темы, такие как темы «материнства», «мудрость старости», где учащиеся выполняют живописные портреты мамы, бабушки, дедушки. Также важная тема «Сопереживание», которая помогает детям понять друг друга, почувствовать чужие радости и страдания. В результате формируются такие важные духовные качества как доброта, великодушие, сострадание. Тема «Мир животных» воспитывает в детях ответственность за тех «кого мы приручили», учит трудолюбию и милосердию.

С огромным удовольствием обучающиеся работают над блоком «Мир природы». В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Программа данных занятий позволяет это сделать.

Не менее интересны для детей и уроки ,которые можно назвать «Бумажная фантазия».  Программа этих занятий  предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно- конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать её в любой жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя её на отношения с людьми, с окружающим миром.

Краеведение- одна из форм воспитания духовно- нравственной личности. Программа занятий предполагает комплексное изучение родного края, систематизацию и расширение представлений учащихся о своей малой Родине , природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы.

Хореография – именно здесь создана система поиска и поддержки талантливых детей, с учетом инновационных подходов к процессу образования и творческой инициативы, что является одним из факторов реализации государственных образовательных стандартов.

Итак, в чем же заключается интеграция возможностей воспитания  и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС?

Это:

- разработка и осуществление совместных программ и  проектов, отдельных акций, направленных на решение воспитательных задач;

- кооперация ресурсов и обмен ресурсами (кадровыми, интеллектуальными, информационными, финансовыми, материально- техническими) ;

- предоставление услуг ( консультативных, информационных, технических);

- взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом;

- совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

Только при правильной организации внеурочной деятельности можно достигнуть ожидаемых результатов.

И в заключении послушайте, пожалуйста , притчу.

  • · Четыре свечи спокойно горели и таяли. Было так тихо, что слышалось как они спокойно разговаривают:
  • · Первая сказала: - Я СПОКОЙСТВИЕ, к сожалению, люди не умеют меня сохранить, думаю мне не остаётся ничего другого, как погаснуть! И огонек этой свечи погас.
  • · Вторая свеча сказала: -Я ВЕРА, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше, едва она произнесла это, подул легкий ветерок и загасил свечу.
  • · Третья свеча произнесла:- Я ЛЮБОВЬ, у меня нет сил гореть дальше, люди не ценят меня и не понимают, они ненавидят тех, которые их любят больше всего- своих близких. И эта свеча угасла.
  • · Вдруг в комнату зашел ребенок и увидел 3 потухшие свечки. Испугавшись он закричал:- ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ! ВЫ ДОЛЖНЫ ГОРЕТЬ- Я БОЮСЬ ТЕМНОТЫ! Произнеся это он заплакал.
  • · Четвертая свеча сказала:- НЕ БОЙСЯ И НЕ ПЛАЧЬ! ПОКА Я ГОРЮ, ВСЕГДА МОЖНО ЗАЖЕЧЬ И ДРУГИЕ ТРИ СВЕЧИ: Я- НАДЕЖДА!
  • · Так давайте учиться быть спокойными, любить друг друга, надеяться и верить в свой успех, и тогда наши дети будут «гореть» в нужном направлении!