Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Главная Направление работы ФГОС Развитие творческих и умственных способностей младших школьников через использование ИКТ
Развитие творческих и умственных способностей младших школьников через использование ИКТ

Мельникова Л.С.
В сегодняшнем мире, в условиях развития информационных технологий, компьютеризации практически всех сторон жизни современного общества, использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в начальных классах стало закономерным. Применение различных форм ИКТ сегодня является неотъемлемой частью образовательного процесса.
В МБОУСОШ №1 им. М.М. Пришвина города Ельца, в том числе и мною, широко используются информационно-компьютерные технологии, способствующие развитию творческих и умственных способностей младших школьников.
В своей практике я применяю различные формы и методы ИКТ.
Выбор того или иного варианта использования информационных ресурсов напрямую зависит от результатов, которые я надеюсь получить по окончании работы. Я выделяю следующие формы ИКТ:
- компьютерный класс;
- один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору;
- компьютер у учащегося дома.
МБОУСОШ №1 им. М.М. Пришвина располагает всем необходимым оборудованием, позволяющим использовать любую из перечисленных форм.
С целью организации коллективной работы с использованием ИКТ уроки, как правило, проводятся в компьютерном классе.
Например, в 4классе я проводила уроки технологии по изучению устройства компьютера и освоению азов компьютерной грамоты: набора текста, выполнения несложных вычислений, рисования. Дома дети выполняли практические задания на своем компьютере.
На уроках литературного чтения в 4 класее я использовала компьютер для прослушивания аудиозаписей. Например, дети внимательно слушали стихотворение И.А. Бунина “Густой зеленый ельник у дороги”, а потом сами старались выразительно читать его. На классном часе на тему “Творчество М.М. Пришвина” ребята с интересом слушали произведения писателя, а потом анализировали их и приходили к выводу, что русская природа красива и многообразна.
Наиболее распространенный прием – тестирование учащихся. Наличие пулльтов, соответствующих количеству учеников, позволяет формировать индивидуальные тестовые задания.
Например, в 1 классе при изучении темы “Кто такие птицы?” детям был предложен тест. После его проведения мне стало понятно, кто лучше усвоил тему, и над чем еще необходимо работать.
Компьютерное тестирование, являющееся аналогом обычного тестирования, позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовывать различные функции (например, возвращать к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничивать время на один тест).
При применении схемы, когда компьютер используется двумя и более учениками, возможно создание групповых заданий, проведение викторин, участие в которых развивает в учениках творческие навыки и умственные способности, а дух соперничества стимулирует детей к аккумуляции имеющихся знаний и применению логического мышления.
Использование компьютера учителем позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе. Компьютер с проектором позволяет осуществить демонстрации с обратной связью, когда учитель или ученик могут участвовать в происходящем на экране процессе с помощью управления им посредством компьютера.
Данная форма используется мною прежде всего на уроках при составлении рассказов по картинкам, обсуждении иллюстраций. На уроках литературного чтения на проекторе, как правило, находится изображение писателя, произведения которого изучаются в данный момент.
Многие уроки проводятся с использованием медиа-материалов, в частности, мультимедийные приложения к учебному материалу по литературному чтению, математике, окружающему миру, русскому языку. Созданные обучающие компьютерные программы, наряду с традиционными методическими средствами, могут быть использованы на любом этапе урока в соответствии с поставленными целями и задачами. Обучающие программы наиболее целесообразны на этапе закрепления навыков и проверки их сформированности.
Появление компьютера в классе позволило сделать использование презентаций неотъемлемой частью учебного процесса.
Например, Жигулин Егор в 4 классе выполнил проект на тему “Наши друзья Словари” и выступил с презентацией этой работы в ЕГУ им. И.А. Бунина во втором туре олимпиады (2013 год) и в классе перед детьми.
Когда компьютер приобретается в дом именно для ребенка, большую роль играют электронные учебные материалы — медиатека. Это индивидуальная самостоятельная деятельность учащихся в ходе подготовки домашнего задания и самообразования и работа с медиатекой совместно с родителями или учителем на дому, в случае, когда ребенок не может посещать школу.
Использование творческих домашних заданий с применением компьютера позволяет организовать досуг ребенка с пользой для развития его умственных и творческих способностей.
Существуют различные методы использования ИКТ. Мною наиболее широко применяются творческие работы на компьютере.
Создание иллюстративных сочинений на бумаге традиционно для начальной школы. Использование возможностей ИКТ значительно расширяет возможности данной модели учебной деятельности.
Отдельно следует выделить такую форму как медиа сочинение. Это аналог текстового рукописного сочинения традиционной школы, включающий в себя произведения, создаваемые детьми в рамках художественного труда и изобразительного искусства. Использование данной модели в начальной школе дает возможность многократного редактирования текста. При написании сочинений на бумажных носителях даже незначительное исправление может потребовать несоразмерно больших усилий, особенно для учащегося начальной школы. При применении компьютера обычные операции вставки, перестановки фрагментов и тому подобного выполняются быстро и без значительного труда.
Традиционным для начальной школы является ведение дневника ежедневных наблюдений за погодой. При использовании ИКТ возможно изменить его форму и расширить содержание. А создание исследовательского проекта по итогам наблюдений станет первым опытом учащегося в научной деятельности.
В компьютер может быть заложена большая часть упражнений по математике, по русскому языку. При этом возможно повышение эффективности работы учителя и учащегося.
Введение ИКТ в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать многие проблемы, например:
- совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
- ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков;
- повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
- средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках);
- ускорение тиражирования и доступа ко всему тому, что накоплено в педагогической практике.
Таким образом, при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Безусловно, компьютер не заменяет учителя или учебник, но он коренным образом может изменить характер педагогической деятельности.