Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Главная Направление работы ФГОС Формирование ключевых компетенций в ходе проектно-исследовательской деятельности обучающихся
Формирование ключевых компетенций в ходе проектно-исследовательской деятельности обучающихся

Гелетканич И.Н.

Глобальные изменения в сферах современного общества потребовали корректировки всех аспектов образования. В современном образовании акцент с «усвоения знаний» переносится на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный (гуманистический) подход.

Перед педагогическим коллективом школы ставятся задачи по совершенствованию учебно-воспитательной работы, внедрению в учебно-воспитательный процесс информационных технологий, исследовательской и проектной деятельности учащихся, а также созданию условий, необходимых для саморазвития, самоактуализации внутренних движущих сил, способностей и талантов каждого ребенка. Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции.

Ключевые компетенции – парадигма результата современного образования: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования [1].

Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций:исследовательской, коммуникативной, информационной, технологической.

Компетентностный подход отражает объективные потребности в усилении внимания к личностно-значимым и востребованным в практической деятельности результатам обучения. Исходя их этого, целями педагогического опыта по формированию навыков проектной и исследовательской деятельности, считаю:

- овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и публикациях, включая ресурсы Интернета, выносить аргументированные суждения с привлечением методов научного анализа;

- развитие мышления, способности критически осмысливать информацию и вырабатывать собственное аргументированное мнение, применять полученные знания для определения рационального поведения в конкретных ситуациях;

- расширение опыта познавательной и практической деятельности.

Наиболее эффективно эти задачи можно решить, используя метод проектов. Ведь в  основе проектной деятельности лежит целенаправленная научно-исследовательская работа, проводимая детско-взрослым коллективом по разрешению актуальной проблемы современного общества.

Используя технологию метода проекта, прежде всего я вижу необходимость исследовательской деятельности учениками для развития компетенций ученика, для развития коммуникативных личностных качеств и помощи в выборе своей профессии в дальнейшей жизни. При работе над проектом  формируются предпосылки для эффективного освоения познавательной, коммуникативной и информационной компетенций. В ходеосуществления проектной деятельности у учащихся формируются знания и умения, предусмотренные образовательными стандартами.

В решении этих задач обучения ведущее место принадлежит методам, которые:

  • · формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся;
  • · развивают общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • · формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • · реализуют принцип связи обучения с жизнью [1].

Функции исследовательской деятельности могут дифференцироваться в зависимости от возраста учащегося:

  • · в начальной школе – сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становление мотивации к учебной деятельности;
  • · в основной школе – развитие у учащихся способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана и системы дополнительного образования;
  • · в старшей школе – развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в проектно-исследовательской деятельности:

  • · Рефлексивные умения (умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи).
  • · Поисковые (исследовательские) умения (умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение выдвигать гипотезы и устанавливать причинно-следственные связи).
  • · Менеджерские умения и навыки (умение проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности: ее хода и промежуточных результатов).
  • · Коммуникативные умения (умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.).
  • · Презентационные умения (навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления и отвечать на незапланированные вопросы; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; артистические умения) [5].

Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников 

1. Развитие умений видеть проблемы

Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем – сложная задача для учащегося. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, следует проявить гибкость и не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики.

Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Вот некоторые задания, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи.

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Ведь если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

2. Развитие умений выдвигать гипотезы

Гипотеза – это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Гипотеза – это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение.

Первое, что составляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. Способы проверки гипотез обычно делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать и затем в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

3. Развитие умений задавать вопросы

В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, по сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру, образно говоря, она имеет больше пустот, которые нужно заполнить. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.

4. Развитие умений классифицировать

Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип (основание) деления. Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область, сделать ее обозримой. Классификация придает нашему мышлению строгость и точность.

Факторами успешности исследовательской деятельности могут быть:

  • · соблюдение принципа добровольности в выборе темы и занятиях учеников этим видом работы;
  • · максимальная самостоятельность ученика в процессе исследования;
  • · компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
  • · материально-техническая поддержка руководителей и исполнителей исследовательских работ [1].

Выработка показателей эффективности исследовательской работы и руководство ими при оценке достижений учителя и стимулировании его саморазвития на основе соединения теории и практики, даёт возможность достигать более высоких результатов образовательного процесса делает результаты наглядными для всех участников учебно-воспитательного процесса.

При использовании проектно-исследовательского метода у учащихся развиваются: 

  • · Продуктивность: способность предлагать различные результаты решения проблемы и находить оригинальное решение.
  • · Способность творчески мыслить: способность к преодолению стереотипов, поиск решения в условиях неопределённости, способность к выявлению проблем.
  • · Способность к сотрудничеству: сформулировать свою мысль, вникнуть в суть предложения товарища, аргументировано критиковать свои и чужие идеи.
  • · Мотивация к творчеству.

Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Потому что данная деятельность позволяет стимулировать познавательную активность, осознанность знаний, ощущать важность собственных достижений, что поднимает школьников в собственных глазах, повышает престиж знаний. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.  

Библиографическое описание: 

Букреева И. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций [Текст] / И. А. Букреева, Н. А. Евченко // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 309-312.