Доклад "Обучение вопросительным структурам на уроках английского языка". Печать
Автор: Administrator   
10.01.2012 00:00

 Обучение вопросительным структурам на уроках английского языка.

                                                                                                                О.А.Лукъянцева,

                                                                                                                учитель английского языка

                                                                                                                МОУСОШ №1 им. М. М.Пришвина

Трудно представить, чтобы люди, общаясь между собой, не задавали вопросов. Вопросы и ответы на них, как показывает практика, занимает значительную часть урока иностранного языка. Но, если на других уроках ученики задают вопросы часто и с удовольствием, то на уроках английского языка ситуация противоположная. Для многих учащихся задавать вопросы, которые составляются с привлечением вспомогательных глаголов по определенной схеме, не похожей на родной язык, затруднительно, и неумение это делать часто препятствует естественному общению на английском языке.

Чаще всего, вопросы задает учитель, проверяя адекватность восприятия школьниками определенной информации. В зарубежной методической литературе их называют: information (closed) questions: who, what, where, how…? Как правило, на данные вопросы имеется один правильный ответ, который знает учитель, но не всегда ученики. Поэтому учащиеся часто не торопятся отвечать на такого рода вопросы, боясь ошибиться. Им надоедает быть постоянно в роли проверяемых, они замолкают, и общение прерывается.

И чтобы стимулировать общение на английском языке, в своей работе использую вопросы, называемые "open-ended questions" ( "открытые вопросы" )

Do you agree…?

What do you think about…?

Why do you think…?

How would you decide about…?

Такие вопросы развивают творческое мышление школьников. Ребята 13-17 лет обладают широким кругозором, разнообразными интересами, у них уже накоплен определенный жизненный опыт, которым как показывает педагогическая практика, они готовы поделиться с одноклассниками и учителем.

Возможность высказать свою точку зрения стимулирует активное овладение английским языком и облегчает развитие коммуникативных навыков. Считаю, что учитель эффективно использующий вопросы для стимулирования общения, имеет на вооружении различные типы вопросов и знает, когда именно и как их нужно задавать.

Поэтому, вопросы формулирую четко и ясно, они должны быть конкретными. Чем яснее вопрос, тем больше вероятность получить четкий ответ. Например, Do you like the main character of the fairy- tale? Why? Задаю вопросы, которые и по форме, и по содержанию соответствуют уровню знаний учащихся.И структура, и лексика должны быть понятны им. Если ребята не понимают вопроса, они не могут ответить на него. Задаю вопросы в логичной последовательности. Случайно заданные вопросы смущают учащихся.Стараюсь давать вопросы различного уровня сложности. Логично начинать вопрос, позволяющий учащимся восстановить ранее полученную информацию (informative questions). Это поможет увидеть, как школьники ориентируются в данной проблеме, и создать базу для дальнейшей дискуссии. Считаю, что для организации общения нужно использовать прежде всего реальные ситуации. Комментирую ответы учащихся, иногда прошу уточнить что-либо, или обращаюсь к другим ученикам: может быть, у них появятся какие-то вопросы. Чтобы общение с учениками проходило в форме дискуссии, а не допроса.

Шестиклассники пришли на урок после обеда в школьной столовой. С разговора об этом начинается урок.

Teacher: Was the dinner good?

Pupil: No, I didn't like it.

Teacher: No? Why not?

Pupil: I don't like…kasha

Teacher: Well, that's not good. Kasha is good for you. By the way, kasha is called porridge in English. It's a pity that many boys don't like porridge. But what about girls? Who likes porridge? И т.д.

Часто на уроках использую вопросы и приёмы, которые позволяют привлечь к работе как можно больше детей. Стараюсь, чтобы на вопросы отвечали все без исключения, даже самые неактивные ученики. Так, на начальном этапе обучения обычно начинаю свой урок в виде игры "Интервью", которая вводит учащихся в атмосферу иноязычного общения. Задаю каждому ребенку различные типы вопросов, бросая при этом мячик. Если ребёнок неверно отвечает на мой вопрос, то мячик возвращаю обратно, добиваясь правильного ответа. Уже в скором времени дети учатся правильно реагировать на различные типы вопросов. Поощряю учащихся, задающих вопросы. Чтобы они не боялись этого, в классе следует создать соответствующую доброжелательную атмосферу.

На своих уроках использую приёмы, задания и игры, которые, по моему мнению, считаю интересными и эффективными.

1)            "Chains" - "Цепочка"

Учащиеся по цепочке задают друг другу один и тот же вопрос, например, "What did you have for breakfast today?"

2)            "Multiple answers"

Прошу ребят дать разные ответы на один и тот же вопрос.

Teacher: Why are you sad?

Pupil1: I've got a bad mark.

Pupil 2: I am not well.

Pupil 3: I don't like this nasty weather etc.

3)            Substitutional drills.

В данном упражнении вопросительные предложения отрабатываются путём замены отдельных членов предложения. Изменяя темы и вводя неожиданные слова, можно превратить это задание в увлекательную и веселую игру.

Teacher:                                                                                Pupils:

When did you see him?                                         (repeat) When did you see him?

Where  Where did you see him?

go         Where did you go?

Why      Why did you dance?

dance

Noughts  and Crosses.

Did

Why                Yes, he is

When

Read                  Are

At 10 o'clock

Who                    Buy

Рисую на доске квадрат из 9 клеток. В каждой клетке пишется слово, с которым ученики должны составить вопрос. Класс делится на две команды. Выбираю любую клетку со словом, и все члены каждой из команд должны составить с ним вопрос. Члены одной команды могут совещаться и помогать друг другу. Команда, все члены которой готовы задать вопрос, получает право отвечать первой. Вызываю любого участника из этой команды. Если вопрос задан правильно, команда ставит в клетке с данным словом крестик или нолик, если допущена ошибка, ход переходит другой команде. Выигрывает команда, которая первой сможет заполнить ряд из крестиков или ноликов по горизонтали, вертикали или диагонали.

"Find the questions"

Выбираю 5 вопросительных предложений, структуру которых необходимо повторить с учениками, например,  в  Present Simple "What do you usually do at the weekend?", "Do you clean your room?", "How do you help your parents?", "When do you go to bed on Sunday?", "Where do you go with your friends?".

Располагаю слова, составляющие эти предложения в произвольном порядке на листе бумаги. Работая в парах, ребята должны составить из имеющихся слов и записать пять вопросов. Они могут восстановить мои вопросы или составить свои, при этом нельзя добавлять, исключать или изменять слова. Можно отвести для выполнения этого задания определенное время и посмотреть, чья пара может составить больше вопросов, а затем закончить работу всем вместе.

parents                do at     usually  when    you        how

go to     you        what     do          the         your

friends do          weekend            clean     do          on

where  you        to your help       with       do

room     your      bed        help       Sunday

Get a positive / negative answer.

Эту игру я использую, когда надо отработать с учащимися общие вопросы в любом времени. Класс делится на две команды, которые по очереди задают по пять (или более) вопросов  yes / no учителю. Задача каждой команды, в зависимости от установки учителя, получит только утвердительные или только отрицательные ответы на свои вопросы.

Например, прошу ребят расспросить меня о том, что я делала в выходные дни ( буду делать летом, делаю обычно после работы ). За каждый утвердительный или отрицательный ответ команда получает очко. Задавать вопросы должны все члены команды по очереди. Выигрывает та команда, которая получит больше очков.

Teacher: Guess what I did after work yesterday

Pupil 1: Did you go shopping?

Teacher: Yes, I did

Pupil 2: Did you cook dinner?

Teacher: Yes, I did

Pupil 3: Did you wash up after dinner?

Teacher: No, I didn't. My son did.

Pupil 4:Did you read?

Teacher: Yes, I did  etc.

Snapshot interview.

Ребята приносят на урок какие-либо фотографии, на которых изображены они сами и работают в парах. Учащиеся обмениваются фотографиями и в течение отведенного времени ( 5-7 минут), стараются записать как можно больше вопросов друг другу относительно того, что изображено на фотографии. Например, "When was this taken?", "Who took the picture?", "Why do you look so happy / sad in the picture?" etc.

Учитель формулирует вопросы вместе с учащимися. Затем учащиеся берут друг у друга интервью: по очереди задают вопросы и отвечают на них. В конце работы можно устроить общую дискуссию на тему: Why do people like taking pictures and keeping photo albums ?

Сocktail party

Учащиеся пишут несколько вопросов на заданную тему: это могут быть вопросы к прочитанному тексту, так называемые personal questions , о музыке, увлечениях, молодежной моде и т.д. Каждый вопрос пишется на отдельной полоске бумаги. Затем собираю все вопросы, перемешиваю их и предлагаю каждому ученику вытянуть по одному вопросу. После этого ребята ходят по классу, общаясь друг с другом, как это происходит на вечеринках, называемых  cocktail parties.Они задают друг другу вопросы, которые записаны на их листочках, отвечают на них. Затем учащиеся обмениваются листочками с вопросами, расстаются и ищут новых партнеров для общения. Так продолжается до тех пор, пока ребята не ответят на большую часть вопросов.

Ask me some more.

Учащиеся по очереди рассказывают одноклассникам какие-либо факты из своей жизни, а затем отвечают на вопросы. Например, кто-то говорит: "My family likes to travel very much". Остальные ученики могут задать вопросы: "Why do you like to travel?", When did you travel last time?" etc.

С большим интересом  ребята реагируют на невероятную информацию. Например, на моё утверждение: "My friend's brother has got a pet crocodile" последовали такие вопросы: "Where does it live?", "What does it eat?", "Where does it sleep?", "Does your friend's brother take it for a walk?".

В данной статье я поделилась своим опытом работы  и рассказала о том, каким образом вопросы  помогают мне создать благоприятную обстановку для развития коммуникативных навыков и естественного общения на уроках.

Литература :

1. Alexander L.G. English Grammar. - Harlow, 1996. - 374 p.

2. Close R.A. A Reference Grammar for Students of English. - London, 1975. -     342 p.

3. Johansson S. Understanding English Grammar. Part I: An Overview. - Norway: Gjovik Trykkeri A.S., 1986. - 385 p.

4. Качалова К.Н., Израилевич Е.Е. Практическая грамматика английского языка с упражнениями и ключами. - М., 1999. - 718 с.

5. Иванова И.П., Бурлакова В.В., Почепцов Г.Г. Теоретическая грамматика современного английского языка. - М., 1986. - 177 с.

Обновлено 14.01.2012 19:38