Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Главная Из опыта работы Из опыта работы Доклад "Сочетание урочных и внеклассных форм работы при обучении английскому языку".
Доклад "Сочетание урочных и внеклассных форм работы при обучении английскому языку". PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
14.01.2012 11:01

Сочетание урочных и внеурочных форм работы при обучении английскому языку.

                                                                                О.И.Черных,

                                                                                                    учитель английского языка

                                                                                                    МОУСОШ № 1

                                                                                                    им.М.М.Пришвина

 Работая учителем английского языка в общеобразовательной школе, я вновь и вновь прихожу к выводу, что иностранный язык является уникальным предметом в плане развития познавательной активности учащихся, развития речи, памяти, воображения, общего кругозора и интеллекта детей.


 Разнообразие тем учебника, затрагивающие основные стороны жизни человека в обществе, даёт возможность выдвигать перед учениками большое количество нравственных, этических и других проблем как непосредственно на уроках, так и в процессе проведения воспитательной работы. Страноведческий материал, биографии английских и американских писателей на страницах учебника рассматриваются поверхностно, очень узко, едва укладываясь в недельные часы. А ведь, сколько замечательного материала, дополнительных сведений о стране изучаемого языка, которые позволяют в более полном объёме узнать о праздниках, традициях, обычаях страны, язык которой изучается!

Считаю, что наиболее реальные возможности для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса по иностранному языку даёт создание системы урочной и внеурочной работы. Она обеспечивает наибольший процент активности учащихся, что говорит об интересе учащихся к предмету. Внеклассная работа даёт возможность учащимся использовать иностранный язык как средство общения, показывает широкие возможности его использования, доказывает необходимость изучения этого предмета.

За годы работы в школе у меня сложилась традиция завершать изучение фундаментальных тем года обобщающим уроком или внеклассным мероприятием с использованием дополнительных сведений и литературы. Хотелось бы поделиться практическим опытом сочетания урочной и внеклассной работы по предмету. Так, например, после изучения алфавита провожу утренник ABC-party. Дети читают стихи, поют песни об алфавите. Проводят игры, конкурс «Весёлый алфавит». Учащимся 4 класса, выпускающимся из начальной школы, особенно важно продемонстрировать свои знания родителям на празднике «Прощай, начальная школа!» Поэтому традиционным стало подготовка «Мои шаги в английском» , где дети с удовольствием читают стихи , поют, инсценируют сказки на английском языке.При изучении названий цветов в 5 классе, в качестве дополнительного задания предлагаю детям нарисовать абстрактную картину, используя как можно больше цветов, красок. Предварительно рассказываю им об абстракционизме и художниках-абстракционистах, демонстрирую несколько картин известных художниках. К обобщающему уроку по теме «Семья» в 5 классе дети рисуют своё семейное дерево. На уроке проводится беседа за круглым столом «Я и моя семья». К данному уроку дети разучивают стихи, песни о членах семьи.

Большое место в учебной и внеклассной работе занимает страноведческая тема. Изучение Великобритании и США, как правило, заканчиваю проведением викторины «Что ты знаешь о Великобритании (США)?», вопросы которой выходят из текстов учебника и требуют дополнительной подготовки. Особый интерес у детей вызывает так называемый «Урок-портрет». Это уроки, посвящённые творчеству какого-либо писателя. Краткие сведения о писателе и отрывки для чтения из его произведений на страницах учебника не дают представления о творчестве писателя. Расширить знание зарубежной литературы помогает сочетание урочных и внеурочных форм работы. На одном из мероприятий дети знакомятся с биографией Киплинга на английском языке. Объявляется конкурс на лучший перевод сказки «How the whale got his throat». На подготовку даётся время 1-2 недели, в течение которых учитель консультирует учащихся, помогает им учить стихи, советует, как лучше оформить перевод. На обобщающем уроке учащиеся рассказывают биографию Киплинга, читают стихи, подводят итоги конкурсного перевода. За наиболее удачный перевод вручаются призы. Затем учащиеся слушают литературный перевод. Такие уроки вызывают интерес к чтению зарубежной литературы, они составляют наиболее яркое впечатление о писателе и его произведениях, внеурочная работа является логическим продолжением учебных занятий, совершенствует и закрепляет полученные на уроке знания.

За время работы очевидным является сложность в изучении и понимании грамматических структур речи. При обучении временных форм глагола , в особенности в 6-7 классах, когда дети усвоили форму Present, Past , Future Simple Tenses , следующие временные формы ввожу в форме сравнительной схемы, это даёт наглядную картину  использования глагольных форм и облегчает понимание особенностей выражения действий . А несколько лет назад при обобщении глагольных временных форм я решила провести внеклассное мероприятие «Суд над Грамматикой» , где действующими лицами были судья, адвокат, подсудимый и присяжные. Рассматривалось «дело госпожи Грамматики», которая навязчиво требует тщательного её изучения для правильного использования структурных форм английского языка, тем самым мешая вести свободную «жизнь» английской речи. В данном мероприятии рассматривали разнообразные грамматические явления: образование множественного числа существительного,  фразовые глаголы, речевые образцы , степени сравнения прилагательных, порядок слов английского предложения разного типа. В итоге « иск госпожи Грамматики» был принят, она выиграла «дело». Разнообразные доказательства, которые приводил «адвокат» - это формы работы участников процесса. Восхищение учеников , участников и присутствующих на этом мероприятии, вызвало, конечно, сама необычная форма и «игра» , а вот итогом всего стало ненавязчивое и безбоязненное отношение к отработке в дальнейшем грамматических явлений. Важную роль в системе внеурочной работы принадлежит конкурсам и викторинам. Они проводятся после завершения работы над одной или несколькими темами. Так, после изучения темы «Соединённые штаты Америки» провожу обобщающий урок-аукцион знаний по теме «США». На данном уроке проводится контроль аудирования, чтения, говорения в увлекательной для ребят форме аукциона знаний.

Сейчас всё реже стали упоминать формулировку «нестандартный урок»,   поскольку разнообразные формы подачи учебного материала стали привычными и для учителей, и для учащихся, да и сами  авторы учебников стараются использовать как можно больше заданий мотивированного характера, в которых сочетаются  лексические и грамматические знания и умения использовать их в речевых структурах. Однако  , наряду с этим, для повышения интереса или снятия учебной нагрузки я использую не только физпаузы, но и музыкальные паузы. Знакомство с песнями, которые поют дети в англоговорящих странах, позволяют нашим ученикам  лучше узнать культуру , особенности традиций и праздников. Изучение песен способствует также углублению и расширению знаний. Более того, ребята сами стали искать песни для изучения . Ведь детские песни содержат богатую тематику,  что даёт возможность для дополнительного усвоения лексики. Кроме этого, детям интересно самим узнать, о чём та или иная песня, то есть у них появляется активная мотивация для перевода, работы со словарём, да и совершенствования грамматики.

Сочетание урочной и внеурочной формы проявляется  в изучении любого материала и любого вида речевой деятельности. Это игры, викторины, конкурсы и многое другое. Приведу в качестве примеров несколько развивающих , творческих фрагментов для использования на уроках . Так, на этапе систематизации изученного лексического и грамматического материала в младших классах можно использовать следующие задания, которые ученики выполняют с большим удовольствием : ( образцы)

Оснащение: : мультимедийный проектор, компьютер, экран, театральная ширма, призы, магнитофон, презетнтация (слайды), раздаточный материал отдельных конкурсов (заданий)

Our first task is patters. Read them on your cards and try to pronounce them correctly. (Скоро говорки написаны на слайде 1. Кто лучше и четче произнесет, тот и победитель. Команды отвечают по очереди)

Patters 

1. Pat’s black cat is in Pat’s black hat.

2. Geb is Bob’s dog. Tob is Mob’dog.

3. Seed sees six trees.

4. Pat keeps two pets.

*T.: Our second task is riddles. Now listen to the riddles and guess them.

(Загадки можно написать на карточках, но лучше читать учителю).

Riddles.

1. I have four legs, but I can’t walk.                                                           (a chair)

2. I’m tall and green, I’m in the garden.                                                     (a tree)

3. It doesn’t have legs, but it goes.                                                              (a watch)

4.  It doesn’t have legs, but it jumps.                                                          (a ball)

 

T.: Now let’s see who knows the rules of reading best.

Конкурс «Кто лучше знает правила чтения?»

О каких буквосочетаниях идет речь? (Команды отвечают по очереди).

1. Мы – сестренки- близнецы,

Годовалые мальцы.

Если вместе – мы молчим,

Потому что есть хотим.        (ее)

2. Если «s» передо мной,

Как змея шиплю.                    (sh)

3.  Пятикласснику пока

Трудно сладить с нами.

Надо кончик языка обхватить зубами. (th)

4. Если «С» передо мною,

Тишины прошу я.         (ch)

5. Злится «k» на букву «с».

Почему?- Не знаю.

Но когда вдвоем они,

Я лишь «k» читаю.         (сk)

6.  Мы два маленьких мяча,

Катимся мы с горки,

И в погоне сгоряча воем от восторга,

Но когда мы «k» встречаем,

Выть мы быстро прекращаем.          (оо)

 

*T.: O’K. You know the rules well enough. Our next task is proverbs and sayings. I think you like proverbs and sayings. Now we’ll have the possibility to check up your knowledge.

(Учащимся предлагаются пословицы на английском языке. Они должны подобрать к ним эквиваленты  на русском.)

English proverbs and sayings 

1. A friend in need is a friend in deed.

2. All is well that ends well.

3. Better late than never.

4. Like mother, like daughter.

Russian proverbs and sayings 

Л. Лучше поздно, чем никогда.

М. Все хорошо, что хорошо кончается.

Н. Не по словам судят, а по делам.

О. Друзья познаются в беде.

 

*T.: Well, everything was all right.

Our next task is verses. Now listen to the verses and try to put in the missed words.

 (Учащимся предлагаются рифмованные загадки, в которых нужно вставить слово в рифму.)

Verses

1. How much is two plus two.

…apples for little Sue.                                                                    (four)

2. How much is three plus three.

… apples on the apple – tree.                                                           (six)

3. My dog has four legs. I have only…                                            (two)

My dog likes to run, I like to run too.

4. Eleven little boys are playing ball with Ben.

Two boys go away and there are…                                              (ten)

 

 

В 7 классе при изучении темы « Писатели и книги» на этапе обобщения обучающимся было предложено задание по чтению , но на развитие кругозора и интереса к чтению , помимо проверки качества усвоенной лексики:

  1. The biography is a very popular form of…
  1. a) prose
  1. b) poetry
  1. c) science fiction
  1. d) historical work

 

  1. a) writers
  1. b) paints
  1. c) takes
  1. d) describes

 

  1. Alice in Wonderland” was written by…
  1. a) Jane Austen
  1. b) Muriel Spark
  1. c) Lewis Carroll
  1. d) Iris Murdock

 

Кроме этого одним из самых любимых конкурсов для них является «Юный переводчик» .  Он проводится как внеклассное мероприятие, основанное на изученном материале. Просматривался фрагмент фильма по книге, который соответствовал предлагаемому тексту для перевода. Но сутью было правильное литературное изложение по всем правилам грамматики.

При изучении темы «Спорт» восьмиклассники сами предложили провести урок , основанный на материале развития истории олимпийских игр, поскольку многие в классе занимались спортом. Концептуальной основой урока являлось развитие коммуникативной и языковой направленности в цикле обучения устной речи по теме .

Использование компьютерной презентации послужило наглядной мотивацией  предстоящей деятельности на уроке. У учащихся с самого первого вводного этапа возникло желание участвовать в обсуждении. На уроке были использованы различные режимы работы, позволяющие учащимся разного уровня и способностей овладеть определёнными знаниями .

Проводимая в начале урока беседа по иллюстративной опоре ( слайды с изображением Древней Греции, бога Зевса, Олимпийского огня, эмблемы и видов спортивных состязаний) позволило учащимся не только продемонстрировать знания исторических фактов ,но и рассказать об этом посредством английского языка. ( на основе речевого материала предыдущих уроков).

В  результате разного мнения учащихся по проблеме «Спорт для всех и каждого» возникла необходимость рассмотреть её глубже, а, следовательно, провести поисковую работу и аргументировать свою позицию. В результате была создана группа учащихся, проявившая желание проводить это исследование.

Выдвинутая гипотеза – занятия спортом имеют как положительные, так и отрицательные факторы. Работа над проектом была почти полностью внеклассной, хотя являлась продуктом изученной темы в рамках изучения программы для 8 класса. Выдвинутая гипотеза , «положительное и отрицательное в спорте» так же являлась проблемой урока, вызвавшей наибольший интерес. Для исследования использовался метод поиска и обработки информации из различных источников : ресурсы интернета, материалы газет и журналов, методическая литература по проектной методике, анкетирование – сбор мнений, статистические данные. Основополагающим моментом исследования являлась актуальность данной темы и связь идеи проекта с реальной жизнью.

В своей статье я  привела всего лишь несколько примеров сочетания урочных и внеклассных форм . Перед современной школой стоит задача формирования творческой, разносторонне развитой личности. Творчество немыслимо без познавательной активности, которую учитель может и должен развивать , сочетая те формы деятельности, которые дают реально положительные результаты и повышают интерес и желание ученика изучать английский язык с удовольствием. 

 

Обновлено 14.01.2012 19:42