Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Доклад PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
14.01.2012 11:08

 "Формирование и развитие коммуникативной компетенции у школьников в процессе использования на уроках иностранного языка интегрированных заданий".   

                                                                                                         А.Ю.Шосталь,           

                                                                                                         учитель английского языка

                                                                                                         МОУСОШ № 1

                                                                                                         им. М. М. Пришвина 

В настоящее время владение языками становится не только  признаком культурного развития человека, но и условием его успешной деятельности в самых разных сферах жизненной деятельности. Поэтому, модернизация отечественного образования нацеливает нас на реализацию в своей деятельности компетентностного подхода.

В словаре иностранных слов лексическая единица компетенция (лат. сompetentia – принадлежность по праву) рассматривается с двух позиций:

1) как круг полномочий какого-либо органа или должностного лица;

2)как круг вопросов, в котором данное лицо обладает познаниями, опытом (5; с.247).

А.К. Маркова под компетентностью понимает « сочетание психических качеств, т.е. психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно (действенная компетентность), как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции» Компетентность учителя, с ее точки зрения,  есть  «соотношение его профессиональных знаний и умений с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств- с другой» (3; с.9).

Г.М. Коджаспирова под компетентностью учителя понимает  «владение  учителем необходимой суммы знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» (2; с. 62).

Профессиональная компетентность  педагога, на наш взгляд, должна учитывать  целый ряд показателей, отражающий общекультурный, социальный опыт, индивидуальные познавательные  особенности личности. В этой связи, выделяют показатели профессиональных умений педагога:

- гностические (знания о своевременном состоянии преподаваемой дисциплины);

- проектировочные (методическое обеспечение; тематическое и поурочное планирование);

- конструктивные ( содержание и последовательность деятельности);

- организаторские (управление деятельностью);

- коммуникативные (регламентация взаимоотношений с обучаемыми).

Последний из названных выше показателей  представляется нам весьма важным и перспективным в русле модернизации образования. В этой связи, формирование и развитие у школьников языковой и коммуникативной компетенций является одной из основных задач учителя иностранного языка общеобразовательной школы. Реализация этой задачи на уроках  английского языка  осуществляется через овладение школьниками иноязычной культурой, формирование умений и навыков, необходимых для чтения и перевода, различных по содержанию текстов, овладение специальной терминологией и т.д.

Однако реализация названной задачи способствует и взаимосвязь  дисциплины «иностранный язык» с дисциплинами других циклов, в том числе и естественно-математических.

Коммуникативная компетенция – «способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения в рамках определённой сферы деятельности. В основе коммуникативной компетенции лежит комплекс умений, которые позволяют коммуниканту участвовать в речевом общении (в его продуктивных и рецептивных видах). Коммуникативная компетенция базируется на: лингвистической, языковой, речевой, социокультурной, социальной, стратегической (компенсаторной), дискурсивной, предметной, профессиональной компетенции" (1, с.41)

С нашей точки зрения, эффективность такой взаимосвязи  определяется  организацией интегрированных уроков и использованием на уроках иностранного языка интегрированных заданий  по различным учебным дисциплинам. Принимая во внимание то, что средняя школа № 1 им. М.М. Пришвина, открытая в 1871 году как первая Елецкая классическая мужская гимназия, является памятником истории и культуры мирового значения, имеем полное основание использовать интеграцию уроков английского языка и краеведения.

К примеру, в 4 классе изучается тема «Жизнь в городе» (учебник для 4-го класса «Планета Знаний», авторы Горячева Н.Ю., Ларькина С.В., Насоновская Е.В. для учащихся общеобразовательных учреждений). В начале темы ученикам предоставляется лексический материал по теме, затем  в процессе чтения текстов происходит активизация лексических единиц в речи («A tour around Moscow» -  «Тур по Москве»). По нашему мнению следует предложить учащимся  текст, отражающий особенности родного города, его исторические, географические и иные  особенности. («My native town-Yelets»- Мой родной город – Елец»). А далее с помощью  формирования грамматического материала (степени сравнения односложных, двусложных прилагательных), целесообразным считаем предложить учащимся  задание создать собственный проект по сравнению изученных городов.

Рассматривая тему формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка, следует отметить, что развитие инициативной речи учащихся является не маловажной задачей, реализуемой в ходе проведения  уроков интегрированного типа.  М.Уэст предлагал проводить формирование и развитие устной речи учащихся или на основе текста или на базе готовых диалогов, которые следует усвоить.(4 с 5). Следовательно, дальнейшей работой учителя, по нашему мнению, будет развитие диалогической речи школьников по теме «Жизнь в городе», посредством введения  выражений типа: to go along the street, at a street crossing, to change to, to go for a walk, at the end of, to turn right, on your left, to go by train, bus, tram и лексики общего характера: beautiful, wonderful, modern.

Так как в нашей истории переплелись жизненные пути и судьбы известных всему миру русских писателей И.А. Бунина, лауреата Нобелевской премии, М.М. Пришвина, основателя Елецкого краеведческого музея, обучавшихся в первой Елецкой мужской гимназии в 70-е годы 19 века, народного художника СССР Н.Н. Жукова и многих других известных людей, составляющих гордость России, целесообразно провести внеклассное воспитательное мероприятие по теме, основными целями  которого являются не только  воспитание  чувства  патриотизма и любви к родному городу, уважения к людям, жителям и гостям города; приобщение  к истории и культуре своего родного города; повышение интереса и мотивации к  изучению английского языка; но и  активизация  познавательной деятельности  учащихся; совершенствование  речевых навыков учащихся  4-го класса.



Использование на уроках подобного вида заданий позволяет нам:

- объединить изучаемые  в школе дисциплины и более полно и целостно предоставить ученикам сведения об изучаемых действиях, явлениях, процессах;

-  повысить эффективность достижения образовательных целей и задач;

- сохранить психическое здоровье  школьников за счет рациональной и содержательной смены  видов учебной деятельности;

- развивать навыки продуктивного общения.

Следует подчеркнуть, что не только школьники, но и сам учитель совершенствуется и развивается в процессе подготовки и проведения интегрированных уроков и использования на них интегрированных заданий. Именно на таких уроках успешно формируется и развивается коммуникативная компетенция всех участников образовательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обновлено 21.01.2013 21:44