Методическая разработка урока ИЗО Печать
Автор: Administrator   
17.02.2012 08:24

  Декоративное искусство Древнего Египта.

Т. Н. Макарчук

учитель ИЗО

МБОУ СОШ № 1 им. М. М. Пришвина 

Цели:

1. Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта.

2.Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода.

3.Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

4. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.

 

Оборудование и материалы

  1. Иллюстративный материал с изображением памятников искусства

Древнего Египта, одежды, амулетов.

  1. Литературный ряд-стихи О.Таратухиной из книги « Что я видел в Эрмитаже.

  2. Художественные материалы.

  3. Раздаточный материал :кукла-шаблон.

 

План урока.

  1. Беседа об истории и культуре Древнего Египта:

- характерные особенности египетской культуры.

- одежда, прически и украшения египтян, дошедшие до нас рельефы

и росписи Древнего Египта.

2. Постановка художественной задачи (выполнение египетского костюма

с использованием куклы-шаблона.

3. Практическое выполнение задания.

4. Подведение итогов.

Ход урока.

Беседа.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок я хочу начать со стихотворения:

На плите,

На саркофаге,

на папирусной бумаге

и на всем, что видит взгляд,

иероглифы пестрят.

Рыбы,

звери,

птицы,

точки,

загогулины,

кружочки…

Все знакомое почти,

а попробуй-ка прочти!

Как вы думаете, о какой стране идет речь? (Древний Египет)

Правильно. Эта страна – родина одной из самых древних культур. Именно с нее вы начинаете изучать историю древних государств.

- Что вы знаете о Древнем Египте? ( Эта страна пирамид-усыпальниц, фараонов царей Древнего Египта)

О Египте говорили, что это страна загадок. Люди здесь поклонялись большому количеству богов, многие из которых были похожи на животных.

…Стоим перед богом по имени Гор.

С большим удивлением смотрим в упор:

при всем человечьем обличье

имеет он голову птичью!

Он рядом с богиней стоит львинолицей.

А рядом богиня-корова теснится,

И только богиня Исида

похожа на женщину видом.

…Мы видим бога по имени Тот,

а также богиню по имени Нут.

Мы помнили точно,

кто – этот, кто - тот,

Наверное, целых пятнадцать минут.

О том, как жили древние египтяне ,во, что верили, какую одежду носили, украшения, мы узнаем, рассматривая и изучая дошедшие да нас рельефы и росписи на стенах пирамид, храмов, саркофагов Древнего Египта.

Историю Древнего Египта делят на основные периоды: Древнее царство, Среднее царство и Новое царство. Основным занятием древних египтян были земледелие, скотоводство и ремесла ( гончарное, ювелирное, ткачество, производство стекла).

Общества Древнего Египта состояло из различных сословий: рабовладельческой знати, горожан, свободных крестьян, рабов. В представлении древних египтян фараон являлся наместником бога на земле. Египетская религия основывалась на культе богов Солнца, Луны, Земли, домашних и диких животных (крокодила, льва, шакала, коровы, кошки. сокола. змеи).Особую роль играла религия в искусстве, в эстетических представлениях людей. Художественные образы заключали в себе символику содержания ( лотос-символ плодородия и бессмертия, змей-символ власти). Изображение человека носило условный, схематичный характер.

Сквозь схематизм и условность проступают черты идеального образа древних египтян: высокий рост, узкая талия и бедра, широкие плечи, крупные черты лица. Большое сходство с современным представлением о красоте ощущается в облике женщины: стройные пропорции, правильные ,тонкие черты лица, миндалевидный разрез глаз.

Египет считался родиной льна. Природные условия долины Нила способствовали разведению этого растения. Мастерство египетских ткачей достигло высокого совершенства. О внешнем виде и свойствах древнеегипетского льна позволяют судить образцы тканей, сохранившиеся до наших дней. Ткач ощущал тонкую нить только пальцами. По тонкости египетский лен не уступал шелку: сквозь пять слоев льняной ткани, надетой на человека, было видно его тело

Фактура полотна была разнообразной. Особенно эффектной ткань была в период Нового царства: сеткообразная, затканная блестящими бусинками, золотом, украшенная вышивкой.

Наиболее почитаемым цветом был белый и его оттенки: небеленые, серовато-желтые, кремовые. В узорчатых тканях на светлом или темном фоне применяли синий, голубой, коричнево-красный, охристо-желтый, зеленый цвета узора. Черный не имел траурной символики.

Орнаментация носила геометрическмй характер(полосы, зигзаги) и располагались по всей поверхности ткани. Кроме этого были рисунки цветов и листьев лотоса, папируса, пальмы, стрелы как солнечные лучи. В одежде знати использовался узор с обобщенным изображением животных – змея-уреуса, жука-скарабея, ястреба с распростертыми крыльями.

Египетская одежда на протяжении многих столетий остается неизменной.Речь идет о мужской и женской одежде. Только ее отделка означает разницу между отдельными общественными классами. Но и здесь действуют точные законы. Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, схенти, туловище было свободно от одежды.

На талии схенти поддерживалось поясом- тонким ремешком или лентой со спущенными концами, роскошно декорированной, завязанной спереди в центре талии. Схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна-льняного или хлопкового; бедра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета. Вместе с набедренной повязкой, а иногда и без нее, египтяне носили узкий треугольный передник различной длины и ширины.

И именно из этой простейшей повязки, выполняющей функции «фартука», стала складываться одежда, «положенная» сильным мира сего- королям, богам и их свите. Набедренное прикрытие у них мягко собрано в складки, украшено цветными поясами, а его передняя часть расширяется книзу в виде треугольника, украшенного геометрическим орнаментом. В живописи и скульптуре красиво контрастирует белая набедренная повязка и коричнево-красный цвет мужского тела. Цвет кожи для изображения мужских фигур был точно установлен.

Одежда женщин состояла из куска материи, обертывавшего фигуру от щиколоток до груди и поддерживаемого одной или двумя бретелями. Эта одежда называлась калазарис и по форме была одинаковой и для царицы, и для рабыни. Сословное различие лишь выражалось в качестве ткани, кроме того в одежде знати богаче украшения. Композиция одежды строится на сочетании смуглой кожи, просвечивающей сквозь тончайшую ткань, с круглым накладным воротником-оплечьем, который богато украшали стеклянными бусами и драгоценными камнями.

Дома египтянки одежды не носили, но украшали себя ожерельями и браслетами. Бедра были убраны тончайшими цепочками.

Основное декоративное значение в костюме египтян имели украшения, заключающие в себе элементы символики.

Жена фараона носила головной убор из цветной эмали с изображением коршуна или шапочку с цветком лотоса. Жрецы во время обрядов надевали маски с изображениями крокодила, ястреба, быка.

И мужчины и женщины Древнего Египта тщательно брили волосы, и для защиты от жарких солнечных лучей покрывали голову париком из растительных волокон или овечьей шерсти. Знать надевала длинные парики с мелкими косичками или трубчатыми локонами. Рабы и крестьяне носили маленькие парики или шапочки из льняной ткани. Бороды мужчины брили, но часто носили искусственные из овечьей шерсти, покрывая их лаком и переплетая металлическими нитями. Знаком могущества фараона была золотая борода в форме куба или треугольника. Бороду крепили завязками на ушах подобно дужкам современных очков.

На сохранившихся фресках египтяне в основном без обуви. Сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и из кожи носили лишь фараон и его приближенные. Сандалии были простой формы, без бортиков и задников, с загнутой кверху подошвой и двумя-тремя тонкими ремешками. На подошвах изображались различные бытовые и военные сцены.

Египтянки активно употребляли косметику. Красили черной краской брови и ресницы, под глазами рисовали широкие зеленые круги, окрашивали оранжевой краской рук и ноги.

Традиционным украшением был ускх-воротник-ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга. Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку, умели обращаться с драгоценными камнями и заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней: перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы.

 

Постановка художественной задачи.

-А теперь, ребята, давайте выполним традиционный египетский костюм. Вы можете пользоваться куклой-шаблоном, но и можете выполнить самостоятельную композицию.

1. Обвести шаблон фигуры, грамотно расположив на листе бумаги.

images/stories/dscn0239.jpg

2. Прорисовать полученную форму(глаза, нос, рот).

3. Наметить детали одежды (мужской, женской).

4. Прорисовать складки одежды.

5. Выполнить в цвете, следуя египетским канонам.

6. Добавить украшение.(браслеты, серьги, оплечье)

Выполнение задания.

Итог урока:

Вопросы:

  1. Что изображали на фресках в Долине Царей?

  2. Какие основные детали присутствовали в одежде египтян?

  3. Какие цвета в одежде и орнаменте использовали египтяне?

  4. Что изображали чаще в египетском орнаменте?

  5. Назовите основные виды мужской и женской одежды египтян?

  6. Каким цветом изображалась мужская и женская фигуры?

 

Задание на дом:

Подобрать иллюстративный материал по теме «Костюм эпохи Древней Греции».

Литература:

  1. М,В.Короткова «Культура повседневности. История костюма.».М.,2002

  2. Т.Б.Сапожникова, О.А.Коблова «Методика преподавания уроков ИЗО по теме Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». М., Пед. Университет «Первое сентября» 2009.

  3. Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе» М., Академия, 2003

  4. Энциклопедия для детей «Искусство» М., Аванта+, 2004

Обновлено 03.03.2012 19:04