Доклад на педагогических чтениях Печать
Автор: Administrator   
17.02.2012 08:34

Педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании детей.

 И. А. Дементьева

учитель математики 

МБОУ СОШ № 1 им. М. М. Пришвина

 

Истинная сущность воспитательной работы... заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка.

А.С.Макаренко


В Послании 2008 г. Президент выделил две основные социальные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания, — Конституцию страны и систему образования, прежде всего, общеобразовательную школу.

Россия начинается с российской семьи. Здесь впервые рождается и крепнет в ребенке понимание того, что он неслучаен в этом мире, что его существование востребовано людьми, что близкие, родные люди нужны ему, чтобы стать человеком. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, значение которых они хотят делить и с другими людьми:

  • Любовь и верность;

  • Здоровье и благополучие;

  • Почитание родителей;

  • Забота о старших и младших;

  • Продолжение рода.

Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. Школа и семья создают целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника. Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью.

Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.

Педагогическая мастерская - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и поведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и классного руководителя.

Формы проведения педагогических мастерских разнообразны и включают в себя проведение деловых игр, аукционов, тематических занятий с элементами тренинга и т.д. Все дети любят праздники, а когда рядом папа или мама - это праздник вдвойне.

Благодатную почву для формирования духовно-нравственного развития даёт совместное участие детей и родителей в социально-значимых акциях «Детский орден милосердия», «Помоги детям - поделись теплом». Социально-значимая деятельность основывается на сотрудничестве учащихся и их родителей. Да и надо ли кому-то объяснять, как важна подобная деятельность для оздоровления нравственного климата в российском обществе?

Семейная генеалогия - это ещё один способ воспитать у подрастающего поколения чувство гордости за своих предков, поднять со дна величие их славы и заслуги перед Отечеством. Благодаря этому дети могут понять, что знание своей родословной открывает новые возможности посмотреть на свою фамилию и стоящих за ней в веках прародителей.

Введение в школах курса «Основы православной культуры на факультативной основе многие родители восприняли с воодушевлением. Родители считают, что данный предмет поможет их детям получить достойное нравственное воспитание, а также приобщить подрастающее поколение к вечным истинам, Только партнерские отношения педагога с семьей каждого воспитанника, помогут создать

атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Актуальность проблемы педагогического сопровождения духовно-нравственного воспитания в семье связана, по крайней мере, с четырьмя положениями.

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Они ежедневно обрушиваются на интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Семья и школа должны объединиться в противостоянии данным негативным факторам.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют человека о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Решение главных задач современного образования должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

 

Основные направления

Кризис современной семьи настолько глубок, что в его преодолении разовые меры помощи не могут оказаться эффективными. Необходим системный подход, программная форма организации и управления работой по социально-педагогической и духовно-нравственной поддержке семьи.

Системность педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания определяется выделением направлений, структурирующих деятельность по решению проблемы. Выделяется семь направлений системы работы по педагогическому сопровождению семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей:

I. Содержательное направление. Оно включает разработку содержания, форм и методов интегрирования духовно-нравственной компоненты в практику семейного воспитания.

II. Социально-педагогическое направление. Оно предполагает реализацию системы духовно-просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей:

1. Семьям, переживающим разные периоды развития:

- родителям младших школьников,

- родителям подростков,

- родителям взрослых детей, бабушкам и дедушкам;

2. Семьям, требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой помощи:

- многодетным,

- малоимущим,

- неполным семьям,

- семьям, имеющим детей-инвалидов.

3. Неблагополучным семьям группы риска, асоциальным семьям.

III. Программно-структурное направление, которое предполагает выделение, организационную и содержательную разработку двух последовательных этапов в работе по педагогическому сопровождению семейного духовно-нравственного воспитания:

1) просвещения родителей (по общим вопросам воспитания и специально по вопросам духовно-нравственного воспитания, приобщения детей к традиционной культуре своего народа),

2) организации совместной деятельности семей.

IV. Направление кадрового обеспечения системы, определяющее разработку и осуществление подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов для работы по социальному, психолого-педагогическому и духовно-нравственному сопровождению семейного воспитания.

V. Организационное направление, оценивающее и реализующее возможности разработки государственной семейной политики, включение мер по поддержке семьи в различные программы федерального, регионального, районного, муниципального уровней.

VI. Экономическое направление. Оно включает определение и непосредственное осуществление объемов и источников финансирования программы содействия семейному духовно-нравственному воспитанию, организацию осуществления финансирования за счет федерального, регионального бюджетов, районных, муниципальных средств, благотворительных фондов. Это направление работы включает в себя также и контроль за расходом средств.

VII. Управленческое направление, позволяющее в рамках системной организации деятельности компенсировать неспособность ни одной из существующих ныне структур, работающих с семьей, эффективно содействовать преодоления духовно-нравственного кризиса семейного воспитания.

Эффективное управление системой дает возможность подготовить, привлечь к работе и объединить в решении общей задачи улучшения условий жизни семьи все существующие службы, работающие с родителями (и семьей в целом).

Цель и задачи педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей

Целью программы педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей является содействие возрождению лучших традиций семейного воспитания, восстановления традиционного уклада жизни посредством создания и развития системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи.

Достижение цели программы педагогического сопровождения семьи предполагает решение системы задач организационно-управленческого, информационно-просветительского и содержательного характера.

I. Организационно-управленческий блок задач:

1. Нормативно-правовой.

2. Финансово-экономический.

3. Организационное обеспечение развития системы поддержки семейного духовно-нравственного воспитания.

4. Управление программой.

II. Информационно-просветительский блок задач:

1. Ознакомление родителей и социума с содержанием программы поддержки семейного духовно-нравственного воспитания.

2. Организация системы мер по просвещению семей в вопросах традиционных подходов к духовно-нравственному воспитанию детей.

3. Планирование и реализация мер по духовно-нравственному медико-педагогическому и культурологическому просвещению и дополнительной подготовке, переподготовке, повышению квалификации специалистов школы.

III. Содержательный блок задач:

1. Научно-методическое обеспечение программы содействия семейному духовно-нравственному воспитанию.

2. Разработка содержания семейного духовно-нравственного воспитания с учетом современных проблем и особенностей развития Карелии.

3. Разработка содержания и осуществление мер по интеграции духовно-нравственной компоненты в семейное воспитание.

Обеспечение и этапы реализации программы

1.Нормативно-правовое обеспечение

Решение этой задачи предполагает подготовку и принятие нормативной базы школы по утверждению в ней программы духовно-нравственного сопровождения семейного воспитания.

2. Финансово-экономическое обеспечение

Программные меры по решению этой задачи включают в себя определение объема и источников финансирования в соответствии с этапами, масштабами и сроками развертывания систематической деятельности по сопровождению семейного духовно-нравственного воспитания.

В рамках программы системный и плановый характер приобретает финансовая поддержка структур, уже занимающихся решением проблем семьи и воспитания детей, охраной отцовства, материнства и детства, социальной поддержкой многодетных и малообеспеченных семей, родителей, имеющих детей-инвалидов, а также социальным обеспечением сирот и детей, оставшихся без надзора родителей. Объектом особого государственного и общественного внимания с целью профилактики детской безнадзорности, правонарушений, воспроизведения несчастного супружества и несчастного детства в регионе (районе, городе) становятся учреждения социальной поддержки неблагополучного детства: детские дома, приюты, интернаты, детские приемники-распределители.

3. Организационное обеспечение

Механизмы организации и управления содействием семейному духовно-нравственному воспитанию опираются на уже сложившиеся в регионе формы и методы духовно-нравственного просвещения, педагогической, медицинской, социально-психологической работы с семьей.

4. Информационно-просветительское обеспечение

Решение этой задачи предполагает осуществление цикла просветительных мероприятий:

– создание классными руководителями цикла бесед с целью ознакомления родителей с традициями духовно-нравственного воспитания;

– выпуск и распространение печатных материалов для родителей;

– открытие сети родительских лекториев, «школы семейного воспитания», «семейной гостиной» с привлечением в качестве лекторов медиков, педагогов, священнослужителей.

Грамотно и четко должна быть сформулирована тематика занятий, чтобы заинтересовать родителей. Для родителей дошкольников и младших школьников актуальны вопросы создания стабилизирующего жизнь семьи уклада, устроения семейного досуга, возрождения традиций совместной деятельности взрослых и детей; для семей, имеющих детей подросткового и более старшего возраста, целесообразно проведение бесед о проблемах духовно-нравственного становления в отрочестве и юности, возможности формирования у детей навыков духовной и нравственной безопасности по отношению к проблемам современной жизни, тактичной родительской помощи подросткам в кризисных ситуациях.

5. Кадровое обеспечение реализации программы

Сложно надеяться на успешную реализацию программы, если нет достаточно большого числа компетентных, заинтересованных в деле специалистов для обеспечения организации и содержательного наполнения работы с родителями. Выстраивая систему мероприятий по работе с различными категориями родителей, программа предусматривает:

– проведение серии просветительских совещаний для администрации ОУ;

– разработку и распространение информационно-просветительских материалов для специалистов школы;

– подготовку и проведение семинаров для классных руководителей.

6. Научно-методическое обеспечение реализации программы

В задачу научного обеспечения программы входит разработка содержания семейного духовно-нравственного воспитания с учетом особенностей регионального развития. Прикладное значение имеет подбор и определение степени применимости существующих программ социального, медицинского, психолого-педагогического сопровождения семьи в деле духовно-нравственного воспитания детей.

7. Разработка содержания и осуществление мер по интегрированию духовно-нравственной компоненты в семейное воспитание

Реализация программы педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания предполагает два этапа в работе с семьей:

1. просветительский этап;

2. этап организации совместной деятельности семей.

Просветительский этап, помимо открытия семейных лекториев и других форм родительского всеобуча по проблемам духовно-нравственного воспитания предполагает:

– совершенствование содержания воспитания и образования в школе в соответствии с традиционными духовно-нравственными ценностями семьи, семейного воспитания;

– реализация в школе курса «Основы православной культуры» с выделением тем и разделов о духовных основах семейной жизни, воспитания детей.

На первом этапе реализации программы может быть начата работа по подготовке и комплектованию подборок аудио и видеотек для всей семьи из цикла «Семейное духовно-нравственное воспитание»:

– создание небольшой библиотеки педагогической духовно-нравственной литературы для родителей;

– распространение лучшего опыта семейного воспитания в средствах массовой информации, печати, радио.

Этап организации совместной деятельности семей ориентирует на:

– создание региональной родительской общественной организации, семейного клуба на базе образовательного учреждения;

– формирование и развитие системы взаимной помощи семей по уходу за детьми;

– подчеркивание роли отца в воспитании детей посредством организации совместного труда и обучения ремеслу, организация общих дел в ОУ;

– проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей в их подготовке и проведении;

– обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, организацией каникулярного отдыха.

Формы работы с родителями:

  • -родительские собрания на духовно- нравственные темы;

  • -родительская конференция;

  • - встречи за круглым столом;

  • - семейные чтения;

  • - лекторий для родителей;

  • - открытые показы воспитательно- образовательного процесса;

  • - проведение совместных учебных мероприятий ( выставки, конкурсы, праздники);

  • - анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно- нравственного воспитания в семье;

  • - индивидуальные консультации специалистов;

  • - наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки, экскурсии.

Литература:

1. Зеньковский, В.В. Педагогика. – Париж — М., 1996.

2. Зеньковский.– М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. (Антология гуманной педагогики).

3. Ильин, И.А. Аксиомы религиозного опыта.- М.-Париж, 1993.

4. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М.,1993.

5. Роуз, С. Православное воспитание и окружающий мир // Сибирская православная газета — (http://www.ihtus.ru/edu46.shtml)

  • 6. Церковь, дети и современный мир. – СПб: «Новый город», 1997.