Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Доклад PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
19.11.2012 00:00

"ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ".

Сурикова Людмила Витальевна

МБОУ СОШ №1 им. М.М. Пришвина

учитель начальных классов

г.Елец

Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, 

что он может, как прекрасна была бы земля наша» 

А. П. Чехов

Мы вступили в третье тысячелетие, в эпоху новых взаимоотношений с окружающей средой. «Эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходится начинать думать по-иному, чем до сих пор.» (Н.Н.Моисеев)

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает.

В. А. Сухомлинский по этому поводу сказал: «Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а, может быть, и простая человечность»

К мысли об охране природы человек пришел очень давно, еще в 11 – 12 вв., но в наши дни эта проблема приобрела глобальный характер. Стали редкими многие растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами природные угодья, смываются водой и уносятся в воздух плодородные частицы почвы. Требуемые для восстановления экологического благополучия затраты подчас исчисляются миллиардами.

Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно ином, гармоничном сосуществовании с природой, в психологической готовности сберегать природные ценности всегда и везде. Это и составляет основу экологического воспитания, направленного на формирование ответственного отношения к окружающей природной среде.

Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому начальная школа занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются начала экологической культуры детей.

Эпиграфом к описанию процесса экологического воспитания и образования могут быть слова В.А.Сухомлинского, с большой чуткостью относившегося к специфике детского познания: «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках».

Главной задачей экологического образования младших школьников педагоги считают формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающей в себя систему экологических знаний, умений, мышления. Под экологическим образованием я понимаю непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде. Поэтому для меня как для учителя, главная цель экологического воспитания – формирование высокой экологической морали человека, несущего ответственность за судьбу своего и будущих поколений, живущих в одном единственном доме – Земля.

Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Это взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Особую роль в этом процессе  имеет школа, а в школе начальные классы. Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов.

Решение  задач по данной теме я осуществляю через экологизацию всех учебных предметов и внеклассных мероприятий с учетом принципа межпредметности и интеграции. Особое место среди учебных предметов занимает курс «Мир вокруг нас», но познание окружающего мира не ограничивается рамками урока, а органически переплетается с другими предметами и внеклассной работой.

На уроках природоведения, русского языка, чтения, математики, трудового обучения, музыки и ИЗО передаю детям знания об окружающем мире, прививаю им умения и навыки самостоятельного общения с природой, учу вдумчиво и внимательно читать книгу природы, воспитываю чувство ответственного, бережного, гуманного отношения ко всему живому, что есть на земле. Каждый урок сопровождается иллюстративным материалом, фотографиями, картинами, видеоматериалами. В уроки включаю разнообразный материал, основанный на собственных наблюдениях из жизни, очерки о природных явлениях, записки и рассказы натуралистов. Наряду с традиционными, использую и нестандартные формы, методы и приемы обучения: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-конференции, уроки-игры; моделирование игровых, ситуативных и проблемных заданий на уроке; написание небольших сочинений, рассказов, докладов, сообщений,  составление книжек-раскрасок с текстом об интересных явлениях природы, о животных и растениях. С целью развития мышления, наблюдательности учащихся в структуру занятий включаю нестандартные текстовые задачи, загадки, кроссворды, ребусы, стихи, пословицы, поговорки с экологической тематикой, экологические сказки и рассказы, экологические проблемные ситуации, которые способствуют развитию экологической культуры младших школьников. Это и математика с задачами экологического направления и познавательного характера, изложения и сочинения о природе на уроках русского языка, научно-познавательные тексты на уроках чтения. Ребята охотно собирают природный материал для изготовления поделок на уроках трудового обучения.

Главная задача всех уроков – формирование экологической культуры. Так при изучении темы: «Что такое природа» большинство уроков провожу на природе, используя ведущий метод – наблюдения, когда дети знакомятся с объектами живой природы в естественном виде, в естественной обстановке, дети видели большие и маленькие раны природы (сломанные ветки, срубленные деревья). Дети практически старались помочь природе: убирали мусор, подвязывали веточки, сажали деревья и цветы, делали кормушки и скворечники. Все это рождает у детей интерес и постепенно воспитывает любовь к природе, они осознают важность сохранения природы.

Важным направлением в экологическом воспитании считаю поиск и самостоятельное изучение дополнительной литературы. Дети делают сообщения о животных, растениях, временах года, подбирая интересные факты из их жизни, загадки, пословицы, стихи. Умеют дети самостоятельно отбирать из дополнительной литературы необходимые сведения и готовить простейшие сообщения. Эти работы выполняют дети, имеющие как высокий, так и более низкий уровень интеллектуальных способностей.

Научить детей тонко ощущать изменения в окружающем мире помогает прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились до размеров букашки, и ползут по камню. Ощущая себя маленьким и беззащитным , ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Младшие школьники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит, и любви. Окружающая природа требует сочувствия, тепла и помощи.

В своей работе использую метод проектов. При выборе тематики я исхожу из того, что в первую очередь дети должны знать дом, в котором живут. Сегодня они многое знают, но не имеют часто представления о конкретном селе, в котором живут, его истории, культуре. Они рассуждают о глобальных экологических проблемах, а не знают, какую воду пьют, каким воздухом дышат. Вот темы, которые разрабатывали дети: «Чудо природы – человек!», «Мой город родной», «Собака – друг человека!» и другие. Основная цель проводимой работы – просвещение учащихся по вопросам бережного отношения к природе, приобретение экологических знаний, воспитание экологического сознания и культуры поведения, формирование навыка исследовательской и экспериментальной работы, убеждение на собственной практике в том, что чистый воздух, ухоженную землю и чистую воду имеет тот, кто этого действительно хочет.

Работа над проектом способствует формированию принципов повседневной жизни Человека на Земле во взаимодействии со всем окружением. Эти принципы помогут детям принимать правильные решения в интересах природы и жизни и станут основой мировоззрения человека нового тысячелетия. Этой цели можно достичь, направляя повседневную работу детского коллектива на глубокое познание родного края и конкретную природоведческую деятельность.

У моих учащихся сформирован интерес к природе, они знают о взаимосвязи между природой и человеком, ее значении, о влиянии людей на природу, учащиеся знают и выполняют правила поведения в природе, умеют обосновать их необходимость. умеют объяснить взаимосвязи в природе и между природой и человеком, умеют подготовить рассказ природоведческого содержания на основе дополнительной литературы, проводить самостоятельные наблюдения в природе, выполнять простейшие опыты, умеют в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы.

Работа по экологическому образованию и воспитанию начинается с 1 класса. Уже в первые минуты знакомства со своими учениками я стараюсь вовлечь их а удивительный мир природы. Для этого создаю соответствующую атмосферу классной комнаты. На стенах и подставках – комнатные растения. В шкафах расставлены альбомы: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», гербарии лекарственных трав, цветов, деревьев и кустарников. В подготовительный период обучения грамоте дети знакомятся со схемой, которая наглядно показывает, почему с лица земли исчезают многие виды растений и животных. Я подвожу ребят к выводу: природа беззащитна перед человеком. После этого дети выражают свое отношение к охране природы при помощи знаков. В букварный период  рассказываю детям о грибах, насекомых, птицах, диких животных.

Элементы экологического образования могут иметь место на любом этапе урока русского языка, например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают названия растений, животных. Можно предложить учащимся рассказать все, что они знают о том или другом представителе природы, установить природные связи между объектами, обозначенными этими словами. И тут же на уроках дети составляют цепочки питания, куда входят словарные слова: гусеница – муравей – медведь, осина – заяц – лисица. Таким образом, на уроке русского языка повторяются и расширяются знания об объектах природы, условиях их жизни, пищевых связях между ними. При изучении русского языка в начальных классах проводится работа по развитию речи. Детям можно предложить следующие задания экологического содержания: объяснить значение пословиц «Много леса – береги, мало леса – посади» и др.; составить рассказы по картинкам или на заданную тему, например, «Мы охраняем родную природу», «Правила друзей природы» и т.д. Тексты для диктантов, изложений и проверочного списывания на экологическую тему  призваны помогать через красоту природы влиять на душу ребенка. Материал для этих уроков в основном я беру из произведений художественной литературы, изучаемых на уроках или рекомендуемых для внеклассного чтения.

Особое внимание на уроках чтения уделяю работе по развитию у детей мотивов охраны природы, так как в основе этих уроков лежит образное художественное познание мира. Я рассказываю учащимся об увлечении природой В. Бианки, начиная с детских лет; о роли природы в творчестве А. С. Пушкина, С. Есенина, И. Бунина, М. Пришвина. Важное место в формировании эстетических мотивов охраны природы занимает анализ лирических стихотворений А. Пушкина, С. Есенина, Н. Некрасова и других поэтов. Работа над ними позволяет развивать у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, высказывать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах, видеть отношение человека к охраняемому миру. Для уроков чтения и русского языка использую богатый материал о природе по каждому месяцу из приложения к газете «1 сентября».

Основы экологического воспитания формируются и на уроках математики. Использование межпредметных текстовых задач способствует формированию не только вычислительных навыков, но и экологических знаний об объектах природы. Например, при изучении чисел в пределах 100 дети решают такие задачи: 1) Сейчас в нашей стране запрещена полностью охота на 18 видов зверей и 29 видов птиц. На сколько видов зверей и птиц запрещена охота? Беседа: по какой причине запрещена охота? Назовите зверей и птиц из Красной книги. 2) Жужелица уничтожает в день до 30 насекомых-вредителей. Сколько она сможет уничтожить за 2 дня? За 5 дней? На уроке обязательный показ изображения жужелиц. Выполнив решение задачи, учащиеся приходят к выводу о том, что жужелица приносит большую пользу растениям и человеку в его хозяйственной деятельности и ее необходимо охранять. Некоторые цифровые данные в период изучения многозначных чисел в 4 классе использую для проведения математических диктантов. Читается задача, а дети записывают только числа. Например, ежегодно на планете исчезают лесные массивы на площади 120000 кв. м.; ежедневно на планете вырубается более 33000 га леса и тд. Все числовые данные познавательного характера накапливаются из различных отраслей знаний, энциклопедических изданий, журналов «Начальная школа», В. Бианки «Лесная газета», А. Плешаков «Зеленые страницы». С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров с различными действиями можно использовать задания экологического содержания: «Нарядим елочку», «Посадим деревья», «В лес по грибы», «Соберем ягоды», «Помоги животным» и др. Например: Определи, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим «пылесосом»: береза – (280), сосна – (170), тополь – (230). Чтобы ответить на вопрос, нужно решить пример:1000 – 200х4 + 80 . Ответ примера укажет на название дерева. Приведенные примеры показывают, как на уроке математики расширить, углубить, уточнить знания учащихся, полученные на уроках природоведения. Дети получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, о значении растений и животных в природе и жизни человека, о видах, занесенных в Красную книгу.

Большое значение в экологическом образовании учащихся имеет внеклассная работа. Системой работы с детьми стали традиционные праздники: «Золотая осень», «Здравствуй, гостья-зима», «Проводы зимы», «Весна-красна», экскурсии во времена года. Эти праздники мы проводим в классе каждый год. Но по мере взросления детей, меняется содержание и формы проведения.


Дети любят готовить различные конкурсы, соревнования. Одной из таких работ стала книжка-раскладушка по временам года. Дети оформляют замечательные книжки, в которые помещают стихотворения, рассказы, рисунки, загадки, кроссворды.

Для полноценного экологического развития учащихся необходимо бережное отношение к самому себе, к своему здоровью, внутреннему состоянию, т.е. совершенствование своего «я». Познавая себя, ребенок осознает, понимает себя как уникальное творение природы. Я учу своих воспитанников слушать, слышать и понимать себя и другого, быть внимательным к самому себе и окружающим, осмысливать и оценивать свои поступки и поступки другого, уметь противостоять опасностям окружающей среды, совершенствовать себя физически и умственно.

Альберт Швейцер, эльзасский мыслитель, говорил, что «человек становится этичным только тогда, когда всякая жизнь для него священна, будь то жизн растения, животного или жизнь другого человека» Отсюда вытекает этическая система состояния из трех уровней: уважение к человеку, уважение к жизни, уважение в Миру.

Для меня, школьного учителя, природа является неотъемлемым компонентом жизни и труда. Я хочу донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за речки Ельчик и Сосну, берега которых завалены мусором, за парки и леса, которые превращаются в свалки, за деревца на улицах города, которые ломают просто так, ради забавы. Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним Природу – не будет Родины. 

Список литературы

1. Алексеев С.В,, Симонова Л.В. «Идеи целостности в системе экологического образования младших школьников», «Начальная школа». 1999. №1

2. Зверев И.Д. «Организация экологического образования в школе», «Просвещение». 2004

3. Климцова Т.А, «Экология в начальной школе», «Начальная школа», 2000. №6

4. Павленко Е.С. «Экологическое образование и воспитание младших школьников», «Начальная школа», 1998. №5

5. Пашков А.Л. «Экология для младших школьников», «Просвещение», 1995

Обновлено 21.01.2013 21:27