Доклад Печать
Автор: Administrator   
17.12.2012 00:00

"Информационная образовательная среда как средство формирования ключевых компетенций на уроках английского языка».

 Учитель английского языка МБОУ СОШ № 1 им.М.М. Пришвина

Шосталь Анна Юрьевна.

Современное образование вступило в новую стадию своего развития. В условиях открытой образовательной системы без введения в процесс обучения большого массива информационных ресурсов и умения их использовать, невозможно добиться заданного педагогического результата. Создание высококачественной и высокотехнологичной информационно-образовательной среды рассматривается в основном как достаточно сложная техническая задача, позволяющая коренным образом модернизировать технологическую основу системы образования, осуществить переход к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества [1, Unit 9]. Вместе с тем нельзя отрицать, что создание информационно-образовательной среды это не только чисто техническая задача. Для ее создания, развития и эксплуатации необходимо полностью задействовать научно-методический, организационный и педагогический потенциал всей системы образования. В связи с этим необходимо учитывать также понятие "среда".

В самом общем смысле "среда" понимается как окружение. Наряду с термином "среда" активно используется еще целый ряд терминов, таких, как "среда человека", "среда людей", "человеческая среда", "окружающая среда", "жизненная среда", "человеческое окружение" и др. [7 с. 10].

Под информационно-образовательной средой понимается, как правило, следующее:

  •  системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса[2];
  •  единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы  [4].

Системно-структурная организация ИОС представляет собой совокупность взаимодействующих подсистем: 

  •  Информационно-образовательных ресурсов 
  • Компьютерных средств обучения
  • Современных средств коммуникации
  • Педагогических технологий

Возможность применения ИКТ средств в обучении иностранному языку необычайно широка.  Включение обучающихся в образовательную деятельность осуществляю на основе системно - деятельностного подхода (Г.П.Щедровицкий, О.С.Анисимов и др.), который позволяет организовать процессы мотивации обучающихся, строить  и корректировать способы действий в условиях фронтальной, групповой и индивидуальной работы, организовывать рефлексию, самоконтроль, осуществлять самооценку и коммуникативное взаимодействия. В теории и практике образования сейчас наблюдается возросший интерес к исследованиям и разработкам, направленным на использование преимуществ и потенциала новых информационных технологий для совершенствования и интенсификации процесса обучения. Появился целый спектр работ, посвященных анализу сущности и особенностей обучения в электронной образовательной среде (Андреев А.А., Ардеев А.Х., Гураль С.К., Захарова И.Г., Зенкина С.В., Лазарева А.С., Розина И.Н., Полат Е.С., Скибицкий Э.Г., Солдаткин В.И., Спичко Н.А., Толкачев В.А.,Черепанова Н.В.). Большинство исследователей придерживаются мнения, что «обучение в информационно-коммуникационной среде представляет собой абсолютно новую парадигму образования, которая опирается на функциональную эффективность ИКТ, формирует культуру и формируется на основе “особой” культуры обучения (e-learning culture), которая  характеризует как обучаемого (e-learner), так и обучающего (e-teacher)» [5, с. 257]. Во многих работах, посвященных описанию «средо-ориентированного обучения» (Спичко Н.А.), авторы анализируют специфические условия обучения, опосредованного компьютером, с целью создания  благоприятной образовательной педагогической среды.

Школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Эти подходы нашли свое отражение и в новых государственных стандартах. В стремлении к формированию учащегося как субъекта учебной деятельности учитель осваивает такие методические приемы, как целеполагание, квазиисследование, моделирование учебных задач, рефлексию. Компетентностный подход имеет много точек соприкосновения с системой развивающего обучения и в частности образовательных целей, и в части методики.

В словаре иностранных слов лексическая единица компетенция (лат. сompetentia – принадлежность по праву) рассматривается с двух позиций:

1) как круг полномочий какого-либо органа или должностного лица;

2)как круг вопросов, в котором данное лицо обладает познаниями, опытом [6, с.247].

Г.М. Коджаспирова под компетентностью учителя понимает  «владение  учителем необходимой суммы знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» (Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования  [3, с. 62].

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. С данных позиций А.В.Хуторской выделяет 7 ключевых образовательных компетенций:

1. Ценностно-смысловая компетенция.

2. Общекультурная компетенция.

3. Учебно-познавательная компетенция.

4. Информационная компетенция.

5. Коммуникативная компетенция.

6. Социально-трудовая компетенция.

7. Компетенция личностного самосовершенствования.

Основное назначение иностранного языка  состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Содержание понятия коммуникативной компетенции интенсивно разрабатывается в различных областях науки о языке и отличается разнообразием подходов и определений в силу многоаспектности данного понятия.

Цель обучения иностранному языку, как упоминалось выше, – это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя - активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. Участие в разнообразных международных программах, возможность учиться за границей предполагают не только высокий уровень владения иностранным языком, но и владение информационными технологиями. Ведь существует масса дисков, электронных учебников, мультимедийных обучающих программ, использование которых  приводят к высоким результатам в изучении английского языка. Специфика предмета иностранный язык обуславливает активное и уместное применение компьютера на уроках. Ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Обучающая компьютерная программа является тренажером, который организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создает условия, при которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания, что  особо ценно, ибо знания, полученные в готовом виде, очень часто проходят мимо их сознания и не остаются в памяти. Использование компьютеров на уроках английского языка - потребность времени. Изучение английского языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся.

Таким образом, при создании благоприятной  информационно-образовательной среды посредством использования ИКТ,  формируется устойчивая мотивация иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования аутентичных материалов. Развиваются интерактивные коммуникативные навыки. А как итог – формирование ключевых компетенций.

Список рекомендуемой литературы:

1. http://courses.urc.ac.ru/ Виды сред в образовании.

2. Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия сетевого обучения. - М., 2002.

3. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования. [Текст ]/ Г.М. Коджаспирова.-М., 1994.

4. Основы открытого образования - Т.1 /Отв. ред. В.И.Солдаткин. - М.: НИИЦ РАО, 2002.

5. Розина И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация как прикладная область коммутативных исследований. Educational Technology & Society 8 (2). 2005. С. 257–264.

6. Словарь иностранных слов [Текст].- М., 1989.

7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.-М.:  2001.-365с.

Обновлено 21.01.2013 21:36