Доклад |
Автор: Administrator |
15.01.2013 00:00 |
"АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС". Бородулина О. И. МБОУ СОШ №1 им. М. М. Пришвина, г. Елец Всем известно, что с 1 сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения. Этот документ является основополагающим для деятельности современного учителя. Что изменится в моей работе, учителя биологии? Стандарт – это норма, образец, эталон. Стандарт в образовании надо понимать как условие обеспечения качества образования. Это означает, что в основе стандарта должен лежать новый тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Актуальность и необходимость стандартов, конечно, бесспорна. Учить современных детей надо по-новому. Стандарт – это комплексная социально-экономическая инновация. И если мы хотим научить современного ребёнка качественно, то необходимо думать о новом качестве образования, которое приведёт к новому качеству жизни. Особенности ФГОС второго поколения: – изменилась структура стандарта; – значительно расширены функции и круг пользователей ФГОС; – впервые при разработке ФГОС учитывались и выявлялись потребности личности, общества и государства в общем образовании; – системообразующей составляющей ФГОС стали требования к результатам освоения основных образовательных программ ; – методологическим основанием ФГОС является системно-деятельностный подход, когда меняются роли образовательного процесса; – новое содержание образования, направленное на социализацию личности; – значительно расширена часть ООП (основной образовательной программы), формируемая участниками образовательного процесса; – предложена новая структура Базисного учебного плана, в состав которого включена внеурочная деятельность; – изменились методологические основы системы оценки достижения требований к результатам образования; Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений. метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками. предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета. «Новый» ученик «нашей новой школы» значительно отличается от того ученика, каким мы его видели раньше. И главное отличие состоит в том, что меняется роль учителя и ученика в учебном процессе, меняется стиль их взаимодействия. Для того, чтобы достичь принципиально нового уровня обучения необходимо применять различные педагогические технологии. Конечно же, многие из них знакомы думающим, инициативным учителям. Это и технология диалоговой взаимопомощи, и мастерские, и многие другие. Одной из задач применения этих технологий является формирование универсальных учебных действий ( УУД ). Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В Программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока УУД: В блок личностных УУД входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности на уроках биологии следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Первый тип – действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него. Второй тип – это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей. В блок регулятивных действий входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: – целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; – планирование – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; – составление плана и последовательности действий; – прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; – контроль в форме сличения способа действия и его эталона; – коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом; – оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; – элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. В блоке познавательных универсальных действий выделяют общеучебные логические действия и действия постановки и решения проблем. В число общеучебных действий входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование; умение структурировать знания ; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Исходя из вышеизложенного и анализа своей деятельности, как учителя биологии я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Для этого я использую на уроках современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммунникационные. Как и все методы, методические приемы, средства обучения выполняют триединство дидактических функций, которые, в принципе, остаются неизменными в любом предметном обучении и выполняют триединые функции: обучение, развитие, воспитание в рамках предметной деятельности с учётом использования средств цифровых образовательных ресурсов и методик информационно-коммуникационных технологий. Использование ИКТ на уроках биологии позволяет мне, как учителю, быть в курсе тенденций развития педагогической науки. Повысить профессиональный уровень, расширить кругозор и самое главное позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, путем ориентации учения на успех; усвоить базовые знания по биологии, их систематизировать; сформировать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой. С использованием ИКТ источником информации является не только учитель, но и сам ученик.
|
Обновлено 21.01.2013 21:41 |