Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Главная Из опыта работы Из опыта работы Из опыта работы учителя биологии Бородулиной О. И.
Из опыта работы учителя биологии Бородулиной О. И. PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
03.04.2013 21:57

Тема урока: «Многообразие простейших и их значение в природе и жизни человека»

Класс: 7 класс

Программа: программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой  (Сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и  лицеев - М., «Дрофа»,  2001  г.), рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю)

Учебник: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.  Биология: животные. - М., изд.  центр "Вентана-Граф", 2011 г.

Раздел темы: Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (4 ч)

Цель урока: Расширить знания учащихся о многообразии простейших в связи с обитанием в различных средах, показать их роль в природе и жизни человека.

Задачи : 

Образовательная – обобщить и систематизировать знания о      строении и процессах жизнедеятельности простейших; на основе знакомства с многообразием и значением простейших в природе и жизни человека.

Развивающая

  • · развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор, развивать умения пользоваться различными источниками информации, выделять главное, сравнивать и делать выводы; 
  • · развивать умение обобщать, применять знания на практике, формировать научное мировоззрение.

Воспитательная – эстетическое воспитание.

Тип урока:  Урок обобщения и систематизации знаний

Метод обучения: словесно – логический.

Средства обучения: фильм «Простейшие», презентация учителя «Простейшие. Значение простейших», магнитная «Классификация животных и растений»,  презентация учащихся «Фораминиферы и радиолярии», «Развитие малярийного плазмодия», репродукция картины «Московский Кремль при Дмитрии Донском», и фотографии Египетских пирамид и полудрагоценных камней, набор фотографий животных, тесты.

Этапы урока.

  1. Систематика простейших. ( 10 мин)
  1. Многообразие и значение простейших. ( 5 мин)
  1. Фораминиферы и радиолярии. (8  мин)

- Каково значение этих морских простейших в природе?

4.  Участие простейших в цепи питания. (7мин)

-  Какая цепь называется цепью питания?

- Примеры цепей питания с участием простейших.

5.  Паразитические простейшие. (5 мин)

- Значение паразитических простейших в жизни        человека.

6. Тестирование  (10 мин)

Ход урока

I Организационный момент.

II Актуализация знаний.

1. Систематика простейших. 

Учитель: На сегодняшнем уроке, ребята, мы должны обобщить и привести в систему наши знания о строении и процессах жизнедеятельности простейших, на основе знакомства с многообразием и значением простейших в природе и жизни человека. Урок мы начнем с того, что вспомним систематику.

Эвристическая беседа с использованием магнитных таксономических групп и таблицы «Простейшие».

Вопросы:

  1. Назовите по порядку таксоны классификации животных.
  1. Какое царство живых организмов мы изучаем? (Животные)
  1. Какие подцарства к ним относятся? (Одноклеточные и многоклеточные)
  1. Какое подцарство мы изучаем? (Простейшие или Одноклеточные)
  1. С какими представителями подцарства мы познакомились? (Амёба Протей, Эвглена Зелёная, Инфузория Туфелька)

Сейчас мы с вами посмотрим фильм о представителях простейших и вы  ещё раз должны будете ответить на вопрос: «Что общего между ними и почему их относят к животным?»

Учащиеся отвечают на вопрос после просмотра фильма.

III Изучение нового материала.

  1. Многообразие и значение одноклеточных животных.

Этапы урока и вопросник к фрагментам урока находится у каждого на столе.

Учитель: Простейшие – под этим названием объединяются множество разнообразных организмов, имеющих один общий отличительный признак: тело их состоит всего из одной клетки. Одни ученые доказали, что простейшие устроены столь же совершенно, как высшие животные и растения и отличаются от них только малым размером. Устроены простейшие часто даже сложнее, чем любая отдельная клетка многоклеточного организма но, конечно, более просто, чем какой то организм в целом. Понадобилось два столетия после открытия Левенгука, чтобы отделить простейших от иных организмов. Лишь к началу ХХ века ученые проникли в мир паразитических простейших и узнали, что такие тяжелые заболевания, как малярия, сонная болезнь, преследовавшие человека с древних времён, вызываются паразитическими простейшими. Расселены простейшие по всей поверхности нашей планеты. Их можно найти на дне морей и океанов, в реках пустыне, в почве. Могут ли столь крошечные создания, как простейшие, серьёзно влиять на жизнь планеты.

Итак, ребята, в конце урока мы должны выделить значение в природе представителей подцарства простейших.

Проблемный вопрос записан на доске:

«КАКОВО ЗНАЧЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА?»

  1. Фораминиферы и радиолярии

Учитель: В фильме вы увидели прекрасных морских простейших. Что это за животные вы узнаете из сообщения.

Сообщение учащегося с демонстрацией презентации «Фораминиферы», репродукции картины «Московский Кремль при Дмитрии Донском», фотографий Египетских пирамид.

Учитель: Еще одно морское простейшее, получило название радиолярия, и сейчас мы услышим доклад о нём.

Сообщение учащегося с демонстрацией презентации «Радиолярии» и фотографиями полудрагоценных камней.

Учитель: Мы прослушали с вами сообщения о фораминиферах и радиоляриях и теперь можем сказать какое значение они имеют в природе.

(Участвуют в образовании горных пород и являются индикаторами полезных ископаемых).

4. Простейшие в цепи питания.

Учитель: Одноклеточные животные  являются своеобразным фильтром воды и также служат пищей для более крупных животных. У вас на столах есть конверты с набором рисунков животных, составьте цепь питания с участием простейших. Перед тем как приступить к работе дайте ответ на вопрос: «Какая цепь называется цепью питания?» (Ответы учащихся)

На столах конверты с набором животных, учащиеся составляют цепь питания по парно, несколько пар рассказывают свою цепь.

Учитель: Мы сказали о положительной роли в природе простейших, теперь давайте поговорим о паразитических простейших и прослушаем небольшое сообщение.

Сообщение учащегося «Паразитические простейшие» с демонстрацией презентации  «Паразитические простейшие и заболевания вызываемые ими».

Учитель: Итак, ребята, давайте ответим теперь на поставленный  вопрос в начале урока.

КАКОВО ЗНАЧЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА?

Работа по проблемному вопросу.

Значение простейших в природе и жизни человека записывается в тетрадь.

Значение простейших

  1. Образование горных пород.
  1. Индикаторы залежей полезных ископаемых.
  1. Звенья в цепи питания.
  1. Санитары, очищающие воду.
  1. Возбудители заболеваний.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы рассмотрели значение простейших природе. Показали, что одноклеточных организмов очень много и все они, внося  свою лепту в существование нашей планеты. А теперь давайте посмотрим, как вы усвоили материал сегодняшнего и предыдущих уроков. Перед тем как перейти к тестированию домашнее задание.

Домашнее задание записывается на доске: параграф 12, записи в тетради.

IV. Контроль знаний.

Тестирование

  1. I вариант выбирает положения относящиеся для амёбы протей

II вариант выбирает положения относящиеся для эвглены зелёной.

III вариант выбирает положения относящиеся к инфузории туфельке.

2. Зарисовать и указать органоиды: I вариант - амёбу протей, II вариант - эвглену зелёную, III вариант - инфузорию туфельку.

V. Итоги урока.

Литература и электронные ресурсы 

1. Акимушкин И.И. Мир животных: Беспозвоночные. Ископаемые животные. -  М.: Мысль, 1998. – 382 с.

2. Молис С.А. Хрестоматия по зоологии для VI–VII классов. – М.: Просвещение, 1974.

3. Шалапенок Е.С., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии. – М.: Рольф, 2000.

4. Биология. Животные. 7 класс Под редакцией проф. В.М, Константинова, И.Н, Пономаревой. - М.: «Вентана - граф», 2010.

5. http://kozlenkoa.narod.ru/

Обновлено 03.04.2013 22:01