Из опыта работы учителя биологии Бородулиной О. И. Печать
Автор: Administrator   
03.04.2013 21:57

Тема урока: «Многообразие простейших и их значение в природе и жизни человека»

Класс: 7 класс

Программа: программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой  (Сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и  лицеев - М., «Дрофа»,  2001  г.), рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю)

Учебник: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.  Биология: животные. - М., изд.  центр "Вентана-Граф", 2011 г.

Раздел темы: Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (4 ч)

Цель урока: Расширить знания учащихся о многообразии простейших в связи с обитанием в различных средах, показать их роль в природе и жизни человека.

Задачи : 

Образовательная – обобщить и систематизировать знания о      строении и процессах жизнедеятельности простейших; на основе знакомства с многообразием и значением простейших в природе и жизни человека.

Развивающая

  • · развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор, развивать умения пользоваться различными источниками информации, выделять главное, сравнивать и делать выводы; 
  • · развивать умение обобщать, применять знания на практике, формировать научное мировоззрение.

Воспитательная – эстетическое воспитание.

Тип урока:  Урок обобщения и систематизации знаний

Метод обучения: словесно – логический.

Средства обучения: фильм «Простейшие», презентация учителя «Простейшие. Значение простейших», магнитная «Классификация животных и растений»,  презентация учащихся «Фораминиферы и радиолярии», «Развитие малярийного плазмодия», репродукция картины «Московский Кремль при Дмитрии Донском», и фотографии Египетских пирамид и полудрагоценных камней, набор фотографий животных, тесты.

Этапы урока.

  1. Систематика простейших. ( 10 мин)
  1. Многообразие и значение простейших. ( 5 мин)
  1. Фораминиферы и радиолярии. (8  мин)

- Каково значение этих морских простейших в природе?

4.  Участие простейших в цепи питания. (7мин)

-  Какая цепь называется цепью питания?

- Примеры цепей питания с участием простейших.

5.  Паразитические простейшие. (5 мин)

- Значение паразитических простейших в жизни        человека.

6. Тестирование  (10 мин)

Ход урока

I Организационный момент.

II Актуализация знаний.

1. Систематика простейших. 

Учитель: На сегодняшнем уроке, ребята, мы должны обобщить и привести в систему наши знания о строении и процессах жизнедеятельности простейших, на основе знакомства с многообразием и значением простейших в природе и жизни человека. Урок мы начнем с того, что вспомним систематику.

Эвристическая беседа с использованием магнитных таксономических групп и таблицы «Простейшие».

Вопросы:

  1. Назовите по порядку таксоны классификации животных.
  1. Какое царство живых организмов мы изучаем? (Животные)
  1. Какие подцарства к ним относятся? (Одноклеточные и многоклеточные)
  1. Какое подцарство мы изучаем? (Простейшие или Одноклеточные)
  1. С какими представителями подцарства мы познакомились? (Амёба Протей, Эвглена Зелёная, Инфузория Туфелька)

Сейчас мы с вами посмотрим фильм о представителях простейших и вы  ещё раз должны будете ответить на вопрос: «Что общего между ними и почему их относят к животным?»

Учащиеся отвечают на вопрос после просмотра фильма.

III Изучение нового материала.

  1. Многообразие и значение одноклеточных животных.

Этапы урока и вопросник к фрагментам урока находится у каждого на столе.

Учитель: Простейшие – под этим названием объединяются множество разнообразных организмов, имеющих один общий отличительный признак: тело их состоит всего из одной клетки. Одни ученые доказали, что простейшие устроены столь же совершенно, как высшие животные и растения и отличаются от них только малым размером. Устроены простейшие часто даже сложнее, чем любая отдельная клетка многоклеточного организма но, конечно, более просто, чем какой то организм в целом. Понадобилось два столетия после открытия Левенгука, чтобы отделить простейших от иных организмов. Лишь к началу ХХ века ученые проникли в мир паразитических простейших и узнали, что такие тяжелые заболевания, как малярия, сонная болезнь, преследовавшие человека с древних времён, вызываются паразитическими простейшими. Расселены простейшие по всей поверхности нашей планеты. Их можно найти на дне морей и океанов, в реках пустыне, в почве. Могут ли столь крошечные создания, как простейшие, серьёзно влиять на жизнь планеты.

Итак, ребята, в конце урока мы должны выделить значение в природе представителей подцарства простейших.

Проблемный вопрос записан на доске:

«КАКОВО ЗНАЧЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА?»

  1. Фораминиферы и радиолярии

Учитель: В фильме вы увидели прекрасных морских простейших. Что это за животные вы узнаете из сообщения.

Сообщение учащегося с демонстрацией презентации «Фораминиферы», репродукции картины «Московский Кремль при Дмитрии Донском», фотографий Египетских пирамид.

Учитель: Еще одно морское простейшее, получило название радиолярия, и сейчас мы услышим доклад о нём.

Сообщение учащегося с демонстрацией презентации «Радиолярии» и фотографиями полудрагоценных камней.

Учитель: Мы прослушали с вами сообщения о фораминиферах и радиоляриях и теперь можем сказать какое значение они имеют в природе.

(Участвуют в образовании горных пород и являются индикаторами полезных ископаемых).

4. Простейшие в цепи питания.

Учитель: Одноклеточные животные  являются своеобразным фильтром воды и также служат пищей для более крупных животных. У вас на столах есть конверты с набором рисунков животных, составьте цепь питания с участием простейших. Перед тем как приступить к работе дайте ответ на вопрос: «Какая цепь называется цепью питания?» (Ответы учащихся)

На столах конверты с набором животных, учащиеся составляют цепь питания по парно, несколько пар рассказывают свою цепь.

Учитель: Мы сказали о положительной роли в природе простейших, теперь давайте поговорим о паразитических простейших и прослушаем небольшое сообщение.

Сообщение учащегося «Паразитические простейшие» с демонстрацией презентации  «Паразитические простейшие и заболевания вызываемые ими».

Учитель: Итак, ребята, давайте ответим теперь на поставленный  вопрос в начале урока.

КАКОВО ЗНАЧЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА?

Работа по проблемному вопросу.

Значение простейших в природе и жизни человека записывается в тетрадь.

Значение простейших

  1. Образование горных пород.
  1. Индикаторы залежей полезных ископаемых.
  1. Звенья в цепи питания.
  1. Санитары, очищающие воду.
  1. Возбудители заболеваний.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы рассмотрели значение простейших природе. Показали, что одноклеточных организмов очень много и все они, внося  свою лепту в существование нашей планеты. А теперь давайте посмотрим, как вы усвоили материал сегодняшнего и предыдущих уроков. Перед тем как перейти к тестированию домашнее задание.

Домашнее задание записывается на доске: параграф 12, записи в тетради.

IV. Контроль знаний.

Тестирование

  1. I вариант выбирает положения относящиеся для амёбы протей

II вариант выбирает положения относящиеся для эвглены зелёной.

III вариант выбирает положения относящиеся к инфузории туфельке.

2. Зарисовать и указать органоиды: I вариант - амёбу протей, II вариант - эвглену зелёную, III вариант - инфузорию туфельку.

V. Итоги урока.

Литература и электронные ресурсы 

1. Акимушкин И.И. Мир животных: Беспозвоночные. Ископаемые животные. -  М.: Мысль, 1998. – 382 с.

2. Молис С.А. Хрестоматия по зоологии для VI–VII классов. – М.: Просвещение, 1974.

3. Шалапенок Е.С., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии. – М.: Рольф, 2000.

4. Биология. Животные. 7 класс Под редакцией проф. В.М, Константинова, И.Н, Пономаревой. - М.: «Вентана - граф», 2010.

5. http://kozlenkoa.narod.ru/

Обновлено 03.04.2013 22:01