История одного урока Печать
Автор: Administrator   
06.04.2013 21:40

Развитие творческих способностей на уроках русского языка.

(История одного урока)

Урок: русский язык

Класс: 5А

Тема: Сочинение. Описание картины Н.Н.Жукова «Фронтовые васильки»

Учитель: Воробьева С.В.

 Уважаемые коллеги!

Разрешите предложить вам историю создания одного урока,  над которой мы: ребята, родители, некоторые мои коллеги трудились несколько последних недель.

Получив задание: подготовить открытый урок для представления опыта работы в рамках преподавания предмета  через изучение истории и культуры родного города, я предположила, что урок должен быть необычным для гостей, но знакомым для ребят. Таким образом, появилась идея провести урок развития речи (эта форма урока  стояла в тематическом планировании), но немного скорректировать  тему. Так появилась задумка с сочинением (описание картины «Фронтовые васильки», Н.Н.Жукова). Дата проведения семинара совпадала с Днем защитника Отечества. Директор музея предложила передвижную экспозицию в класс, для наглядности. Таким образом мы решили вопрос с оформлением кабинета.

Кадеты- частые гости в Доме-музее,  и это позволило нам подготовить буклет о жизни и творчестве Н.Н.Жукова, включив в него воспоминания о натюрморте «Фронтовые васильки». Этот буклет мы не только преподнесли гостям, в качестве презента, но и ребята смогли выбрать оттуда необходимую информацию для написания сочинения.

Некоторые школьники с удовольствием готовят презентации. Я воспользовалась их любовью к компьютерам, и, создав творческую группу, дала задание: подготовить презентацию: «Жизнь и творчество Н.Н.Жукова. Тема патриотизма в работах художника». Кадеты с удовольствием посещали сайт художника, ходили в музей, составляли презентацию.

Родители тоже приняли участие в подготовке к уроку. Зная, что есть родители, которые занимаются фотографией, я попросила подготовить фотографии картины и размножить для всех обучающихся, чтобы каждый смог унести частичку этого урока домой, другие родители помогали рисовать рисунки для оформления выставки.

Школьникам, мотивированным на обучение, было дано опережающее задание: найти и подготовить выразительное чтение стихотворения о васильках.

Большую помощь в подготовке урока оказала Т.Н.Макарчук . Ключевые понятия: пейзаж, натюрморт, репродукция, подготовка рисунков для выставки «Мы рисуем Победу»- все это позволило обобщить, полученный ранее материал.

А дальше творчество педагога: что ты хочешь получить от урока? Нужно помнить только одно- чтобы дети работали- необходимо запустить двигатель, которым являемся мы!  Вот, пожалуй,  и все. На каждом этапе необходим контроль. Остальное ребята сделают сами. Обучающиеся уже знают такие средства художественной выразительности как эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, соответственно сочинение- описание картины, для сильных учеников, не составляет труда. Им интересно придумывать и фантазировать.  Особенно интересно ребятам работать в группах, готовя опережающие задания: подбор стихотворений о васильках, составление презентации, макет буклета. По уровню обученности класс не очень сильный, поэтому при подготовке урока старались каждому найти задание по силам: кто-то выучил определения, а кто- то уже подготовил законченную работу.

В течение урока мы работали над формированием универсальных учебных действий. Так, планируемыми личностными результатами УУД стали: гражданская  позиция «Я» как гражданин России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, мотивация учебной деятельности, этические чувства( прежде всего доброжелательность, эмоционально- нравственная отзывчивость); регулятивные УУД: мы пытались преобразовать практическую задачу в познавательную, определяли последовательность промежуточных целей, использовали речь для регуляции действий, устанавливали соответствие полученного результата и поставленной цели. Познавательные УУД: выбирали наиболее эффективные способы решения, анализировали  и передавали информацию , рассуждали и анализировали. Коммуникативные УУД: ставили вопросы и определяли цели, строили понятные высказывания, в том числе и монологичные.

Необычным на уроке сегодня было импровизированное посещение выставки. С Еленой Николаевной мы дружим давно, вместе провели несколько мероприятий. Так, Соколов Иван  играл роль Коли Жукова, по словам Е.Н. наш Ваня-Коля поразил гостей удивительным сходством.

Несмотря на то, что ребята не всегда точно и правильно излагали свои мысли, я считаю , что цели поставленные на уроке достигнуты. Плотность урока была высокой.  Урок получил высокую оценку со стороны гостей.

Не нужно бояться пробовать, искать свой стиль и свое место в школе!

Урок развития речи. 5класс.

Сочинение. Описание картины «Фронтовые васильки»

Методическая цель: соответствие работы школы и Дома- музея Н.Н.Жукова по содействию краеведческого направления в рамках преподавания предметов гуманитарного цикла.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок- присутствуют гости, которых мы  вместе с вами познакомим с творчеством  нашего художника- земляка Николая Николаевича Жукова. Мы только пятиклассники и наши знания вместились в этом буклете, который мы с ребятами хотели бы подарить вам. А сейчас мы немножко расскажем о жизни и творчестве Н.Н. : гостей познакомим , а для себя еще раз повторим, потому что эта информация нам понадобится в дальнейшем.

Презентацию подготовил Максим Жигулин и его творческая группа.

1) Николай Николаевич Жуков родился в 1908 году в городе Москве. В Елец семья Жуковых приехала в 1916 году. Здесь, на Елецкой земле, прошли детские и юношеские годы будущего художника.

2) В школу Колю Жукова приняли в 1919 году сразу в 3-й класс. Маленький Коля учился в  бывшей мужской гимназии. Ныне это школа № 1 имени М. М. Пришвина. За время учебы он проявил себя хорошим рисовальщиком, оформлял стенгазеты, делал портреты по фотографиям, рисовал афиши школьных вечеров.

3)После окончания школы Николай был твердо убежден, что станет профессиональным художником, страсть к изобразительному искусству вытеснила все другие увлечения. Это был человек с сильной волей и огромной целеустремленностью.

В 2008 году – в год празднования 100-летнего юбилея со дня рождения нашего талантливого земляка  в Ельце был открыт Памятник Народному художнику СССР Н.Н.Жукову.  Автор памятника – Александр Таратынов. В самом «сердце» города мы видим художника, рисующего детей. Ведь «Дети» - это одна из любимых тем Николая Николаевича. Ради их счастливого будущего он воевал.  

4) В голодный 1926 год он настоятельно убедил родителей, что свое призвание видит лишь в профессии художника. И он оказался прав. Николай Николаевич сделал очень много для своей страны на художественном поприще.

5)Сколько графических зарисовок, плакатов, портретов, иллюстраций, пейзажей, тончайших акварелей оставил этот человек людям! Все они надолго останутся жить! И в них – автор, умевший вкладывать в любую работу частицу самого себя, свою душу, свою мечту.

6) В начале войны на страницах своего дневника художник писал: « Я мечтаю о том, что бы каждый день военной биографии вошёл ценной страницей в мою жизнь». Сегодня эти страницы можно видеть и даже держать в руках. А вся военная биография Жукова отразилась в его рисунках.

7) «Санитарка Маша»– Перед вами одна из настоящих героинь минувшей войны. Санитарка, хрупкая девушка, которая, в буквальном смысле, на своих плечах приближала Великую Победу. Хотелось бы зачитать вам отрывок из стихотворения

…Как же эти тоненькие плечи

Выносили раненых мужчин,

Тяжело увешанных железом,

Из окопных глиняных руин?

Думаю и не могу поверить,

Как одна из фронтовых девчат

Протащила через жизни двери

Сотни окровавленных солдат!

Не согнулась и не испугалась,

Груз неимоверный волоча.

Подбородком жестких мхов касалась,

Вынося победу на плечах…

8)  24 сентября 1973 года художника не стало. Хоронили его как солдата. Гроб стоял в зале Дома Советской Армии. Сменялись наряды почётного караула, и вперемешку с толпами поклонников его искусства, целыми подразделениями приходили солдаты, матросы, лётчики.

9) Он уходил из жизни под звуки траурного залпа, как солдат бессрочной службы, погибший при выполнении ответственного боевого задания своего времени.

Блеск погон и хруст ремней

Вернисажи с маршем

Он полковник, а верней,

От искусства – МАРШАЛ.

У: Мы с вами неоднократна бывали в музее Жукова, сотрудники музея всегда нам представляли  новые экспозиции, но сегодня музей пришел в гости к нам. Елена Николаевна Сергеева, директор  дома- музея художника, представит нам передвижную выставку работ художника. Вы , наверное, уже догадались, что одну из работ художника нам и предстоит описать, поэтом будьте внимательны!

Мы уже видели выставку репродукций художника , которая называется «Летопись великого подвига».

Что такое репродукция картины? Где встречался вам этот термин?

Давайте еще раз прочитаем название выставки и подумаем как мы понимаем эти слова? ПРЕДСТАВИТЬ РАБОТЫ ДЕТЕЙ!!!

Что для нас « Родина», «Патриотизм»? Кто таки патриоты?

Давайте с вами еще раз рассмотрим   работу  « Фронтовые васильки» .Именно ее нам с вами и предстоит описать.

Живопись отражает окружающий  мир с помощью цвета.

«Краски, - говорил замечательный русский художник Илья Ефимович Репин,- должны выражать наши мысли, колорит… должен выражать  настроение картины, ее душу, он должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в музыке».

Поэтому постарайтесь уловить, понять настроение, которое передает художник, прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает эта картина у вас?

Художник написал ее красками, мы попробуем описать ее словами.

С помощью каких средств х/в мы будем это делать?

Эпитеты

Метафоры

Сравнения

Олицетворения

1. Почему натюрморт так назван?

2. Каким настроением пронизана картина?

3.Что расположено в центе?

4. Какой фон?

5.Какие чувства вызывает эта картина у вас?

СОСТАВЛЯЕМ ПЛАН (ЗАПИСИ В ТЕТРАДИ) Работа в тетради

План

  1. Вступление.
  1. Основная часть.

1)Центральное место натюрморта.

2)Фон.

3. Заключение. 

Незадолго до урока некоторые  кадеты получили  опережающее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений о васильках. Как же художники описывали васильки? Кулешова, Соколов, Почашев, Линиченко. Давайте составим план сочинения- описания

О чем мы будем говорить в каждой части?

Сколько абзацев будет в сочинении?

Художник- автор картины- живописец;

Изобразил- показал-передал, запечатлел;

Картина- репродукция картины, произведение живописи.

Описывают фрагменты  и  всю работу (делают наброски на черновиках)

Попробуем составить каждую часть сочинения. (устные ответы)

Домашнее задание: написать сочинение, используя записи в тетради.

Выставление оценок. 

Обновлено 31.03.2014 20:38