Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии. Печать
Автор: Administrator   
09.04.2014 18:19

 Бородулина О.И.

Образованный человек – это не только человек знающий, но и подготовленный к жизни во всех её многообразных проявлений и умеющий осмыслить своё место в обществе.

Сегодня необходимо слияние процесса обучения и воспитания в единый процесс развития личности школьника. Обучение должно быть воспитывающим. Процесс современного образования предполагает единство обучения и воспитания, где обучение воспитывает, а воспитание раскрывает мир, углубляет его познания.

В настоящее время велико негативное влияние антропогенных факторов на здоровье человека. Учителя должны заботиться о сохранении самой уникальной ценности – здоровья и здоровой природной среды. В связи с этим приоритетным направлением в преподавании биологии, я считаю, экологическое направление на основе здоровьесберегающих технологий.

В процессе обучения и воспитания я стремлюсь формировать ответственное отношение к окружающей среде, экокультуру поведения и мышления, образ жизни, гигиенические нормы и правила, что помогает обучающимся правильно оценивать своё место в жизни, осознано и профессионально ориентироваться.

При построении учебно – воспитательного процесса, на уроках биологии и химии мною используются проектные и проблемно – исследовательские технологии, максимально развивающие творческие способности обучающихся, формирующие интеллект и научный потенциал, создающие условия для самореализации личности, позволяющие в большей степени раскрыть содержание предмета.

На уроках биологии и химии дети исследуют и знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обучающиеся изучая данную тему приходят к выводу о необходимости своевременного и сбалансированного питания. Здесь они учатся составлять меню с учётом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время приготовления. Проводится работа по повышению культуры приёма пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.

В 8 – х классах с использованием проектной методики были проведены исследования на темы: «Внутренняя среда организма», «Зрительный анализатор. Восприятие цвета и формы в современном мире», «Зачем нужны витамины?», «Влияние негативных факторов на работу сердца школьника»,  в рамках которых рассматривались такие вопросы как , влияние курения, алкоголя и наркотических средств внутреннею среду организма, работу сердца, восприятие зрительным анализатором цвета и формы дорожных знаков. В ходе работы по отдельным вопросам обучающиеся готовили сообщения, презентации, буклеты и газеты о влиянии вредных привычек и нездорового образа жизни на сердце, внутреннею среду и организм в целом.

На уроках биологии большое количество времени мною уделяется ролевым играм, которые используются при освоении и отработке общих позитивных поведенческих навыков у обучающихся (выбор и принятие решения, сопротивление внешнему давлению), так и эффективных поведенческих схем в ситуациях «заражения» вредными привычками. Проигрывание детьми вариантов отказа от провоцирующего предложения способствует формированию у них определённых поведенческих стереотипов, которые реально способны выполнить функцию внутреннего барьера.  При изучении любой темы курса «Биология человека» отводится внимание негативному влиянию вредных привычек на здоровье, самого человека и его трудоспособность.

Итогом моей работы является воспитание способности  правильно и своевременно решать проблемы сохранения своего здоровья и здоровья своей семьи.

Обновлено 25.09.2014 18:35