Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Главная Из опыта работы Из опыта работы Доклад на кафедре русского языка
Доклад на кафедре русского языка PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
11.03.2011 14:35

КАКИМ Я ВИЖУ УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Исаева Татьяна Константиновна 

МОУ СОШ № 1 им. М.М. Пришвина

Гаснут маяки, свергаются идолы, линяют герои. Мы становимся свидетелями бесконечных парламентских дебатов, болью в наших сердцах отзываются вспыхивающие национальные конфликты, явью стала развалившаяся экономика и процветающее предпринимательство. Мы как бы у последней черты. В эти моменты растерянности «бальзамом для души» становится школа, но и она – зеркало общества. Улица, с её горькой правдой, перекосами, растерянностью официальных лидеров и выходками претендующих на власть ворвалась в неё. И наши ученики, порой с жутким бытием в пьяных семьях, сиротством при живых родителях, ранним алкоголизмом, сексом, который им красиво преподают с экранов, тоже утрачивают надежду на всё хорошее и не видят света в конце тёмного туннеля.

Нельзя допустить этого! На помощь приходим мы, учителя русского языка и литературы. Когда я вижу десятки глаз – любопытных и лукавых, пытливых и недоверчивых, смелых и беспомощных – то не вправе впадать в уныние от увиденного. Не вправе оставаться безучастной, ссылаясь на беспомощность. Ведь я учитель, который не освобождён от долга, от высокого призвания. Мой ответ ученикам должен быть чётким, точным и твёрдым. Если я потеряюсь, мои воспитанники понесут ложь как эстафету. Но не будет этого никогда, потому что у меня есть опора – великая русская литература, её высокая мораль и жертвенность. Её несравненная человечность и сострадание. В ней заключён опыт прошлых поколений. Память – это единственный канал, по которому передаётся нравственный опыт человечества, его история. Как только исчезает память, исчезает нравственность, исчезает человек. Нет современности без прошлого. А прошлое – это и родной город с его славной историей, богатыми литературными традициями. Учителю литературы представилась такая возможность, как на уроках литературного краеведения говорить о поэтах, писателях – земляках, донести до учеников красоту родного слова. И как уместны сейчас строки из стихотворения поэта Леонида Попова:

В моей земле,

Среди лесов и вод,

Оставшись нам

От предков наших давних,

Немало сказок и легенд

Живёт...

На этих строчках я буду воспитывать своих учеников, чтобы родилось в них чувство принадлежности к пережитому страной и народом, родным городом и земляками. И тогда не возникнет у моих учеников вопрос: «А зачем нам Пушкин?» (подразумевается: он не откроет пути к удачной карьере!), а единственная строчка из «Путешествия в Арзрум»: «До Ельца дороги ужасны...» - засияет солнечным светом, будет будоражить творческое воображение, возникнет желание написать своё, пусть маленькое исследование, как это сделали мои ученики Ларин Александр и Ефремова Мария, которые стали победителями Всероссийского детского конкурса «Пока в России Пушкин длится...» (2007 год) Наверное, в этом педагогическое счастье: вместе с учениками побывать в Москве, на заключительном этапе конкурса, услышать положительные отзывы о работах воспитанников компетентного жюри: « Свежесть мысли, хороший язык, ощущение неподдельного интереса к творчеству великого поэта». Это окрыляет и даёт стимул к работе любому учителю. Ведь мы живём в своих учениках.

Учитель всегда должен быть в поиске, и тогда его воспитанники пойдут по его пути, будут искать своего поэта или писателя, чтобы понять себя, почувствовать «своё» место в общем культурном пространстве.

Мне очень дорога мысль А.Т. Твардовского: «Уроки литературы – это не часы развлечений и отдыха...эти часы должны быть часами воодушевления, эмоционального подъёма, нравственного прозрения: ни у одного учителя нет такой возможности, как у словесника, - открывать детям мир». А мир – это небо и земля, семья и отчий дом, друзья и любимые! Разве перечислишь? Многое кроется в этом коротком слове. Это и есть содержание моих уроков.

Учитель литературы должен сеять «разумное, доброе, вечное» и на современных произведениях. Хорошо подготовленный и интересно проведённый урок на основе их – это золотой ключик к созданию особого микроклимата в отношениях словесника и учеников – духовной близости, взаимопонимания, уважения, горячей заинтересованности и, наконец, любви к литературе.

Современный учитель литературы не сможет говорить об уроках литературы как уроках гуманизма и иных высоких нравственных качеств, если не научит детей читать, то есть не воспитает читателя. А есть ли такое магическое средство, которое бы заставило ребят оторваться от экранов телевизоров, компьютеров? Оказывается, есть. Это чтение учителя. Но не то механическое, равнодушное, порой и обессмысленное воспроизведение текста, которое, конечно, не побудит ученика взять в руки книгу, а свободное, раскованное, без малейшего напряжения памяти – не читает, а произносит, рассказывает, исповедуется, будто это его строки. В этом «соавторстве» - убедительность и подчиняющая сила чтения. Это вид духовной деятельности, один из важнейших способов возрождения нравственного, духовного здоровья народа, духовного величия нации.

Молчат гробницы, мумии и кости,

Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена, - писал И.А. Бунин.

Для меня же, словесника, важно сделать каждое литературное произведение вечно живым: «Каждая эпоха произносит о них своё суждение и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что – нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет всего». (В.Г. Белинский) Великий критик дал нам право дерзать, оценивать литературу с общечеловеческих позиций.

Великая миссия каждого учителя литературы заключена в том, чтобы донести до ученика произведение как выражение совести народа, его традиций, нужд и чаяний. Ведь литература, вскрывая наболевшее, ставит перед обществом жгучие, требующие ответа вопросы, учит решать их гуманными средствами, призывает к добру, взаимопониманию и состраданию. Она через слово учителя воспитывает лучшие качества человека.

Итак, словесник, за благородное дело – воспитание личности, противостоящей нашей серости! Мысли, твори, ибо

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Обновлено 11.03.2011 14:39