Доклад на кафедре русского языка Печать
Автор: Administrator   
11.03.2011 14:35

КАКИМ Я ВИЖУ УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Исаева Татьяна Константиновна 

МОУ СОШ № 1 им. М.М. Пришвина

Гаснут маяки, свергаются идолы, линяют герои. Мы становимся свидетелями бесконечных парламентских дебатов, болью в наших сердцах отзываются вспыхивающие национальные конфликты, явью стала развалившаяся экономика и процветающее предпринимательство. Мы как бы у последней черты. В эти моменты растерянности «бальзамом для души» становится школа, но и она – зеркало общества. Улица, с её горькой правдой, перекосами, растерянностью официальных лидеров и выходками претендующих на власть ворвалась в неё. И наши ученики, порой с жутким бытием в пьяных семьях, сиротством при живых родителях, ранним алкоголизмом, сексом, который им красиво преподают с экранов, тоже утрачивают надежду на всё хорошее и не видят света в конце тёмного туннеля.

Нельзя допустить этого! На помощь приходим мы, учителя русского языка и литературы. Когда я вижу десятки глаз – любопытных и лукавых, пытливых и недоверчивых, смелых и беспомощных – то не вправе впадать в уныние от увиденного. Не вправе оставаться безучастной, ссылаясь на беспомощность. Ведь я учитель, который не освобождён от долга, от высокого призвания. Мой ответ ученикам должен быть чётким, точным и твёрдым. Если я потеряюсь, мои воспитанники понесут ложь как эстафету. Но не будет этого никогда, потому что у меня есть опора – великая русская литература, её высокая мораль и жертвенность. Её несравненная человечность и сострадание. В ней заключён опыт прошлых поколений. Память – это единственный канал, по которому передаётся нравственный опыт человечества, его история. Как только исчезает память, исчезает нравственность, исчезает человек. Нет современности без прошлого. А прошлое – это и родной город с его славной историей, богатыми литературными традициями. Учителю литературы представилась такая возможность, как на уроках литературного краеведения говорить о поэтах, писателях – земляках, донести до учеников красоту родного слова. И как уместны сейчас строки из стихотворения поэта Леонида Попова:

В моей земле,

Среди лесов и вод,

Оставшись нам

От предков наших давних,

Немало сказок и легенд

Живёт...

На этих строчках я буду воспитывать своих учеников, чтобы родилось в них чувство принадлежности к пережитому страной и народом, родным городом и земляками. И тогда не возникнет у моих учеников вопрос: «А зачем нам Пушкин?» (подразумевается: он не откроет пути к удачной карьере!), а единственная строчка из «Путешествия в Арзрум»: «До Ельца дороги ужасны...» - засияет солнечным светом, будет будоражить творческое воображение, возникнет желание написать своё, пусть маленькое исследование, как это сделали мои ученики Ларин Александр и Ефремова Мария, которые стали победителями Всероссийского детского конкурса «Пока в России Пушкин длится...» (2007 год) Наверное, в этом педагогическое счастье: вместе с учениками побывать в Москве, на заключительном этапе конкурса, услышать положительные отзывы о работах воспитанников компетентного жюри: « Свежесть мысли, хороший язык, ощущение неподдельного интереса к творчеству великого поэта». Это окрыляет и даёт стимул к работе любому учителю. Ведь мы живём в своих учениках.

Учитель всегда должен быть в поиске, и тогда его воспитанники пойдут по его пути, будут искать своего поэта или писателя, чтобы понять себя, почувствовать «своё» место в общем культурном пространстве.

Мне очень дорога мысль А.Т. Твардовского: «Уроки литературы – это не часы развлечений и отдыха...эти часы должны быть часами воодушевления, эмоционального подъёма, нравственного прозрения: ни у одного учителя нет такой возможности, как у словесника, - открывать детям мир». А мир – это небо и земля, семья и отчий дом, друзья и любимые! Разве перечислишь? Многое кроется в этом коротком слове. Это и есть содержание моих уроков.

Учитель литературы должен сеять «разумное, доброе, вечное» и на современных произведениях. Хорошо подготовленный и интересно проведённый урок на основе их – это золотой ключик к созданию особого микроклимата в отношениях словесника и учеников – духовной близости, взаимопонимания, уважения, горячей заинтересованности и, наконец, любви к литературе.

Современный учитель литературы не сможет говорить об уроках литературы как уроках гуманизма и иных высоких нравственных качеств, если не научит детей читать, то есть не воспитает читателя. А есть ли такое магическое средство, которое бы заставило ребят оторваться от экранов телевизоров, компьютеров? Оказывается, есть. Это чтение учителя. Но не то механическое, равнодушное, порой и обессмысленное воспроизведение текста, которое, конечно, не побудит ученика взять в руки книгу, а свободное, раскованное, без малейшего напряжения памяти – не читает, а произносит, рассказывает, исповедуется, будто это его строки. В этом «соавторстве» - убедительность и подчиняющая сила чтения. Это вид духовной деятельности, один из важнейших способов возрождения нравственного, духовного здоровья народа, духовного величия нации.

Молчат гробницы, мумии и кости,

Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена, - писал И.А. Бунин.

Для меня же, словесника, важно сделать каждое литературное произведение вечно живым: «Каждая эпоха произносит о них своё суждение и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что – нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет всего». (В.Г. Белинский) Великий критик дал нам право дерзать, оценивать литературу с общечеловеческих позиций.

Великая миссия каждого учителя литературы заключена в том, чтобы донести до ученика произведение как выражение совести народа, его традиций, нужд и чаяний. Ведь литература, вскрывая наболевшее, ставит перед обществом жгучие, требующие ответа вопросы, учит решать их гуманными средствами, призывает к добру, взаимопониманию и состраданию. Она через слово учителя воспитывает лучшие качества человека.

Итак, словесник, за благородное дело – воспитание личности, противостоящей нашей серости! Мысли, твори, ибо

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Обновлено 11.03.2011 14:39