Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Главная Из опыта работы Из опыта работы Доклад на конференции памяти Калайдовича
Доклад на конференции памяти Калайдовича PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
11.03.2011 14:40

Использование ИКТ на уроках истории как один из факторов развития познавательного интереса учащихся

Н.В. Аникина,

учитель истории и обществознания

МОУСОШ № 1 им. М.М. Пришвина

Основная идея: - повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование ИКТ на уроках истории и обществознания.

Цель: - создание условий и системы работы с использованием ИКТ для оптимального развития способностей учащихся.

Условия формирования опыта:

На формирование моего опыта по использованию ИКТ, в процессе преподавания истории и обществознания оказали влияние следующие факторы:

1. Современные стандарты обучения.

Компьютер относится к тем техническим средствам обучения, которые не были придуманы для этой цели. Однако за последние годы произошло коренное изменение роли компьютерной техники в образовательном процессе. Одной из закономерностей развития образования является полная информатизация учебного пространства. Первые шаги к информатизации процесса обучения были сделаны в 90-е годы, когда в школах стали появляться компьютеры. Это были единичные машины, которые служили в большей степени, «наглядными пособиями» для учителей и учащихся. Сейчас в школе произошло существенное укрепление материальной базы в плане информационно-компьютерного оснащения. Появились мультимедийные проекторы, экраны, новые компьютеры, интерактивные доски, Интернет.

Все это послужило толчком для использования мною информационных технологий в процессе обучения.

2. Теоретическая база.

При использовании ИКТ в процессе обучения истории, обществознанию и в процессе воспитания я руководствуюсь следующими нормативными документами и материалами:

1. Концепция проекта федерального закона «Об образовании в РФ» (июнь 2009 года). В этом документе говорится о том, что необходимо «...создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование...».

2. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». В этом документе говорится о том, что «...в условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов – человеческих, информационных, материальных...».

Актуальность и перспективность. Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика: - использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей; - использование ИКТ позволяет более оптимально расходовать силы и средства педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития; - использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса. ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания.

Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. ИК технологии к таким технологиям не относятся, т.к. за ними - будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает данным требованиям.

Данный опыт рекомендуется использовать учителям истории и обществознания со средним уровнем владения ИКТ. Опыт можно использовать при объяснении, закреплении и обобщении учебного материала на уроках истории и обществознания в среднем и старшем звеньях, во внеклассной работе, при проведении классных часов.

Кроме того, его можно использовать при работе в группах: со слабыми учащимися (для отработки элементарных знаний), с сильными учащимися (при подготовке к школьным олимпиадам).

Результативность опыта

Использование ИКТ в процессе обучении позволило мне:

1. Значительно повысить мотивацию учащихся к изучению моих предметов и, как следствие, их уровень обученности и качество знаний.

2. Активизировать познавательную деятельность на уроках истории.

3. Изучать исторический материал ярко и наглядно в интересной для учащихся форме.

Выводы (обобщенные) по выше указанным проблемам:

- учебник - наиболее привычный инструмент и помощник ребенку и педагогу, который можно листать, ощущать, общаться с ним, как с человеком, но ИКТ-технологии - дополнительные возможности учения. Поэтому ИКТ и учебник – единое целое;

- с помощью ИКТ интенсифицируется информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом является формирование более эффективной модели обучения;

- применение ИКТ- технологий на уроке необходимо - это требование времени, которое разнообразит урок, позволяет увеличить его плотность, активизировать работу учащихся;

- ИКТ, во-первых, как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет;

- в соответствии с личностно ориентированной парадигмой образования федеральный компонент стандарта для всех ступеней обучения нацелен на комплексную реализацию личностно ориентированного, деятельностного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов к обучению, в том числе, и на формирование и развитие информационной культуры учащихся.

Успех обучения зависит от творческой личности учителя, от его умения

- использовать компьютерные презентации;

-использовать ИКТ как средства организации проектной деятельности школьника;

- использовать дистанционное обучение;

- проводить интерактивные лекции с использованием мультимедиа-технологий;

- использовать интерактивную доску;

- использовать учебники-навигаторы как дидактическое средство;

- организовывать самостоятельнуюй учебно-познавательную деятельность и др.

И самое главное: используя ИКТ, нельзя забывать о здоровьесберегающих технологиях. При этом надо всегда помнить, что компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.