Доклад на конференции памяти Калайдовича Печать
Автор: Administrator   
11.03.2011 14:40

Использование ИКТ на уроках истории как один из факторов развития познавательного интереса учащихся

Н.В. Аникина,

учитель истории и обществознания

МОУСОШ № 1 им. М.М. Пришвина

Основная идея: - повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование ИКТ на уроках истории и обществознания.

Цель: - создание условий и системы работы с использованием ИКТ для оптимального развития способностей учащихся.

Условия формирования опыта:

На формирование моего опыта по использованию ИКТ, в процессе преподавания истории и обществознания оказали влияние следующие факторы:

1. Современные стандарты обучения.

Компьютер относится к тем техническим средствам обучения, которые не были придуманы для этой цели. Однако за последние годы произошло коренное изменение роли компьютерной техники в образовательном процессе. Одной из закономерностей развития образования является полная информатизация учебного пространства. Первые шаги к информатизации процесса обучения были сделаны в 90-е годы, когда в школах стали появляться компьютеры. Это были единичные машины, которые служили в большей степени, «наглядными пособиями» для учителей и учащихся. Сейчас в школе произошло существенное укрепление материальной базы в плане информационно-компьютерного оснащения. Появились мультимедийные проекторы, экраны, новые компьютеры, интерактивные доски, Интернет.

Все это послужило толчком для использования мною информационных технологий в процессе обучения.

2. Теоретическая база.

При использовании ИКТ в процессе обучения истории, обществознанию и в процессе воспитания я руководствуюсь следующими нормативными документами и материалами:

1. Концепция проекта федерального закона «Об образовании в РФ» (июнь 2009 года). В этом документе говорится о том, что необходимо «...создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование...».

2. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». В этом документе говорится о том, что «...в условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов – человеческих, информационных, материальных...».

Актуальность и перспективность. Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика: - использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей; - использование ИКТ позволяет более оптимально расходовать силы и средства педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития; - использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса. ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания.

Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. ИК технологии к таким технологиям не относятся, т.к. за ними - будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает данным требованиям.

Данный опыт рекомендуется использовать учителям истории и обществознания со средним уровнем владения ИКТ. Опыт можно использовать при объяснении, закреплении и обобщении учебного материала на уроках истории и обществознания в среднем и старшем звеньях, во внеклассной работе, при проведении классных часов.

Кроме того, его можно использовать при работе в группах: со слабыми учащимися (для отработки элементарных знаний), с сильными учащимися (при подготовке к школьным олимпиадам).

Результативность опыта

Использование ИКТ в процессе обучении позволило мне:

1. Значительно повысить мотивацию учащихся к изучению моих предметов и, как следствие, их уровень обученности и качество знаний.

2. Активизировать познавательную деятельность на уроках истории.

3. Изучать исторический материал ярко и наглядно в интересной для учащихся форме.

Выводы (обобщенные) по выше указанным проблемам:

- учебник - наиболее привычный инструмент и помощник ребенку и педагогу, который можно листать, ощущать, общаться с ним, как с человеком, но ИКТ-технологии - дополнительные возможности учения. Поэтому ИКТ и учебник – единое целое;

- с помощью ИКТ интенсифицируется информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом является формирование более эффективной модели обучения;

- применение ИКТ- технологий на уроке необходимо - это требование времени, которое разнообразит урок, позволяет увеличить его плотность, активизировать работу учащихся;

- ИКТ, во-первых, как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет;

- в соответствии с личностно ориентированной парадигмой образования федеральный компонент стандарта для всех ступеней обучения нацелен на комплексную реализацию личностно ориентированного, деятельностного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов к обучению, в том числе, и на формирование и развитие информационной культуры учащихся.

Успех обучения зависит от творческой личности учителя, от его умения

- использовать компьютерные презентации;

-использовать ИКТ как средства организации проектной деятельности школьника;

- использовать дистанционное обучение;

- проводить интерактивные лекции с использованием мультимедиа-технологий;

- использовать интерактивную доску;

- использовать учебники-навигаторы как дидактическое средство;

- организовывать самостоятельнуюй учебно-познавательную деятельность и др.

И самое главное: используя ИКТ, нельзя забывать о здоровьесберегающих технологиях. При этом надо всегда помнить, что компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.