Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Главная Школьный мир Наше творчество Пишем сами, сочиняем сами
Пишем сами, сочиняем сами

Подготовила:

Кирьянова Алла Викторовна - учитель начальных классов

1 квалификационной категории

МБОУ СОШ № 1 им. М. М. Пришвина

Липецкой обл., г. Ельца

 

Тема: «Пишем сами, сочиняем сами».

Цель: развитие творческих сил, литературных способностей младших школьников.

Задачи: формирование положительной мотивации учения у детей с помощью стихотворчества;

развитие творческих способностей младших школьников с помощью рифмования;

развитие словарного запаса и устной речи обучающихся.

 

«Ребенок – это факел, который нужно зажечь,

а не сосуд, который нужно наполнить».

Рабле

 

Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь обучающимся найти свое место в жизни. Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед системой народного образования и общества в целом, является проблема активизации творческого мышления младших школьников. Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть. Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности.

Что такое творчество? Творчество – это «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью».

Активизировать учебный процесс, сделать его интересным и творческим, мне помогает использование приема стихотворчества на уроках обучения грамоте, литературного чтения и русского языка.

Стих, стихотворение, стишок…. Эти слова известны нам и знакомы с детства. Под колыбельную песню мама качает своего ребенка, под нарядной новогодней ёлкой малыш читает стишок Деду Морозу, на торжественной линейке, посвященной 1 сентября, первоклассник читает своё первое школьное стихотворение, на уроках литературного чтения ученик знакомится с произведениями великих поэтов, и потом уже вместе с учителем сам пробует себя в этом творчестве.

К.И.Чуковский говорил: «В начале жизни мы все – стихотворцы, и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой».

Мне хотелось бы поделиться опытом своей работы по формированию положительной мотивации у детей начальных классов с помощью стихотворчества.

Начинаю работу в этом направлении с первого класса. На уроках обучения грамоте, при изучении букв, использую прием рифмования. Например, даю задание закончить фразу в рифму. Для этого использую загадки, чистоговорки, перевертыши, путаницы. Данные упражнения использую при изучении новой буквы, звука, а также в целях языковой разминки.

Для того, чтобы дети научились рифмовать, даю задания такого типа:

1. Подобрать слово в рифму, подходящее по смыслу:

От порога до порога нас ведет с тобой … (дорога).

2.Чистоговорки :

Са - са – са - у Марины есть коса.

Ок - ок - ок – нам понравился урок.

Да - да - да – в небе яркая звезда.

Ке - ке - ке – мы играем на катке.

3. Из данных слов, состоящих из двух – трех слогов, найти созвучные слова:

ка – ток Ан – тон

то - пот хло – пок

ту – ман ста - кан

мо - ток ше – пот

Задания такого вида развивают наблюдательность, формируют умение сравнивать.

Эта работа проходит сначала на уроках обучения грамоте, затем продолжается на уроках литературного чтения и русского языка. Начинаю с того, что на уроках по обучению грамоте применяю сказки, загадки, стихи о буквах и звуках, используя стихи С.Я. Маршак «Азбука в картинках», «Про всё на свете», «Забавная азбука» и др. Например: «Эта буква хороша и похожа на жука» (буква «ж»).

С целью устранения разного рода неточностей в произношении и выработки чёткой дикции, дыхания ритма чтения, использую материал из книги В.В. Волиной «Учимся играя».

В период обучения грамоте включаю различные упражнения по рифмовке слов:

4. Дополни слоги до слов:

са – ша - чай - ка -

Да – май - ник -

Ма –

ка – ни -

 

(сани, каша, Даша, Маша) (чайник, майка)

 

 

? – чик ? - лень

 

? – чик ? - лень

 

(мальчик, зайчик) (тюлень, олень)

5.Придумай рифму к слову:

Полка (пилка, булка, зайка, майка)

6. Игра «Доскажи словечко».

Как зовут меня, скажи,

Часто прячусь я во ржи.

Скромный, полевой цветок,

Синеглазый … (василек).

7. Отгадай ребус и составь четверостишие.

- ечка

- ечка

- ечка

- ечка

(Печка, свечка, речка, овечка)

В доме затоплена печка,

Мигает зажженная свечка,

Льдом покрылась речка,

Дремлет в хлеву овечка.

8. Задумай предмет и опиши его в стихах с помощью прилагательных.

Зелёное, шершавое

Вкусное и длинное.

(Огурец.)

На уроках русского языка дети знакомятся с понятием рифма и задания усложняются. Ребята сами подбирают к определенным словам рифмованные слова. Например, «маска – каска - краска» и др. Упражнения такого рода можно разнообразить по фонетическим признакам: заменить звуки, добавить звук, убрать звук. Задания занимательного характера помогают формировать положительную мотивацию к учению, а также развивают творческое мышление.

Рифмование поговорок – это начало работы над культурой речи, так как особое внимание здесь уделяется правильному звукопроизношению слова и правильной постановке ударения. Данные упражнения я использую для формирования «языкового чутья», улавливания «на слух» неточностей, предупреждения ошибок. Например:

Съел Валерик вареник,

А Валюшка ватрушку.

9. Задания на выбор слов, подходящих по смыслу:

  • Хороша у Тани строчка,

А в конце большая … (бочка, точка, почка).

 

  • Прыгал птенчик по дорожке,

И клевал большие … (мошки, крошки).

 

  • Взлетает вверх, как легкий пар,

Зовут его воздушный … (шар)».

Во втором классе на уроках русского языка и литературного чтения продолжаю работу, а задания усложняю. Дети уже не только учатся находить рифмованные слова, но и устанавливают логическую структуру небольшого текста по смыслу. Например, в задании «Собери четверостишие», предложения даю вразброску, используя загадки или считалки:

Лягушки все ее боятся (3)

На одной ноге стоит (1)

Стараются не попадаться (4)

И имеет важный вид. (2)

(цапля)

Такие упражнения применяю для развития логического мышления, памяти. Дети понимают, что нужно не только быть внимательным к содержанию, но и к его логическому построению. При выполнении таких упражнений также формируется стихотворчество.

Дополнительно даю выполнить задания творческого характера и дома: сочинить свои двустишия и четверостишия с использованием рифмованных слов. Например: «опушка – кукушка», «скворец – дворец», «чернила – мыло». А далее просто работает детская фантазия. Вот что у детей получилось:

  • Есть в лесу одна опушка,

На суку сидит кукушка.

 

  • Прилетел весной скворец,

Для него готов дворец.

 

  • Надя разлила чернила,

Вика принесла ей мыло.

Стихотворство – это способ раскрыть себя, способность высказываться, передать свои чувства, эмоции. Хочу отметить, что дети сочиняют с удовольствием, а перечисленные виды заданий способствуют открытию новых интересов у обучающихся: интересов к поэтическим произведениям, к изобразительно-выразительным возможностям слова, к различным материалам, выходящим за рамки урока.

Результатом начатой работы можно считать выпуск классной газеты «Подснежник», при подготовке к которой дети собирали материал, сами писали стихи, заметки, сказки, рисовали иллюстрации.

Проводимая мною систематическая работа с детьми по стихосложению, развивает творческие способности, воображение, вызывает положительные чувства, даёт положительные результаты в плане развития творческих способностей обучающихся, способствует росту общеобразовательного и эстетического уровня обучающихся, сплочению и объединению детского коллектива, обеспечивает высокий уровень проводимых в школе уроков. Дети очень чутки к слову и к настроениям, надо только верить в силы ребёнка.