Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Главная Направление работы ФГОС Метапредметный урок
Метапредметный урок

Плохой учитель преподносит истину,

хороший - учит ее находить.

А.Дистервег.

Подготовила учитель начальных классов Г. Н. Герасимова.

 

Начальная школа- фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развивать его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности.

Цель современного образования -  воспитание ответственного, инициативного, компетентного гражданина.

Теоретической основой программ начального образования являются:

- системно-деятельностный подход;

-теория развития личности обучающегося на основе универсальных способов деятельности. Т.е. понимания процесса учения не только как системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Реализовать поставленные цели, задачи можно при проведении современного урока, который является метапредметным и который позволяет обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка, вооружить его важным умением, как умением учиться.

Метапредметный урок предполагает возможность эффективного применения учителем в практике широкого спектра современных образовательных техноло-гий, методов, форм обучения, приемов и иных образовательных ресурсов через:

1.Максимальное включение младшего школьника в учебную деятельность.

2.Метапредмет «Проблема». В 1-ом классе мы работаем наглядно: опираемся на картинки, схемы, разрезную азбуку, счетный геометрический материал. Постепенно начинаем развивать словесно-логический тип мышления через проблемные вопросы. Дети находят новые способы решения. Новые знания не даются в готовом виде, ребенок под руководством учителя добывает их сам, т.е. формируется умение учиться.

На уроке обучения грамоте с использованием ИКТ дети разделили звуки на группы, определили, что музыкальные звуки можно сохранить при помощи нот. А как сохранить и передать звуки природы? Дети высказывали разные точки зрения:  по телефону, через рисунок, при помощи букв. Т.о. пришли к выводу о необходимости изучения букв.

Проблемно- поисковый метод предусматривает создание на уроке проблемных ситуаций, выдвижение предположений, что способствует формированию коммуникативных УДД.

Реализация этого метода усиливает мотивацию обучения, способствует развитию способности ребенка понимать и принимать смысл поставленной задачи, планировать работу, контролировать и оценивать результат, осуществлять рефлексию, формировать новую учебную задачу, т.е. формировать регулятивные УДД.

Этот метод дает возможность применять методы и приемы эвристического, исследовательского характера (эксперимент, сколько ударных слогов в слове), целенаправленного развития самостоятельности уч-ся, их познавательной активности - формирование познавательных УУД.

При этом демонстрируется существование различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитание терпимости и уважение к личности другого, культура диалога и полилога- формируются личностные УУД.

Приведу фрагмент урока математики «Игра в дартс»

Знаете ли вы игру, которая называется дартс? Как в нее играть? Мальчики Коля, Никита, Лева, Егор играли в дартс. Они бросили  по одному разу дротики. Набранные очки занесены в круговую диаграмму.

Определите по диаграмме, сколько очков набрал каждый. (Коля-4, Никита-2, Лева-5, Егор-3).Затем мальчики решили объединиться по двое. Как они могли объединиться, если 1) одна команда выиграла у другой 2 очка (Коля и Никита, Лева и Егор;2) одна команда проиграла другой 4 очка (Коля и Лева, Никита и Егор); обе команды набрали одинаковое количество очков (Коля и Егор, Никита и Лева). Мальчики решили бросить дротики еще раз. Сколько очков нужно набрать каждому из них, чтобы у каждого получилось поровну. (Коля-1, Никита-3, Лева-0, Егор-2.) Какие есть еще варианты?  (Дети предлагают.)

В ходе решения таких задач у учащихся формируются следующие компетенции:

-познавательные: школьники учатся анализировать и преобразовывать информацию, у них формируются основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и т.д.)

-регулятивные: у учеников формируется способность принимать и сохранять цель, они учатся высказывать свое предположение (на основе работы с иллюстрацией) и разобраться по плану;

-коммуникативные: школьники учатся оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других, работать в команде;

-информационные: учащиеся читают информацию, представленную в разной форме (диаграммы, таблицы, тексты), используя ее информацию для решения задач;

-предметные: у школьников формируются вычислительные навыки, они учатся решать задачу, устанавливать зависимость между величинами, выбирать и объяснять свой выбор действий, распознавать геометрические фигуры.    3.Проектные, творческие задания, практические работы, учебные диалоги.

На уроке окружающего мира дети в сотрудничестве с родителями выполнили проект «Моя малая родина- Елец». На защите проекта  с применением ИКТ дети показали высокую активность. Каждый представил свою работу с фотографиями или презентацией. Дети узнали о том, что в нашем классе учатся ребята, которые родились в Киргизии, рассказали об исторических памятниках Ельца.

4.Практическая направленность содержания учебного материала с опорой на  социальный опыт уч-ся, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами.  Так на уроке математики первоклассники через практическую работу с раздаточным материалом пришли к выводу по теме

« Сложение и вычитание с нулем».

5.Возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

6.Применение дифференцированного и личностно- ориентированного образования школьников, реализации педагогики сотрудничества. Ученики - равноправные участники обучения. В процессе урока учу контролировать и оценивать деятельность каждого, обсуждать учебные задачи.   В конце каждого урока  прошу учеников оценить свою деятельность на уроке при помощи кругов разных цветов и ответить на вопрос, почему выбран кружок данного цвета.  7.Возможности для работы с современной информационно- образовательной средой, использование ИКТ, мультимедийных приложений для решения коммуникативных и познавательных задач на любом этапе урока.

Активно использую ИКТ на уроках обучения грамоте, математики, окружающего мира.

8.Ориентацию на здоровьесбережение младших школьников.

9.Возможности для разнообразной организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной. На первом этапе в 1-ом классе учу детей работе в парах, группе. Дети договариваются между собой о решении поставленной задачи, выполняют правила работы в парах, группе. Групповая форма работы резко увеличивает объем мыслительной и коммуникативной активности, самостоятельно осуществляемой детьми на занятиях, при этом активизируются процессы рефлексии. Однако все это может существовать, если с учащимися идет постоянная работа по обучению их коммуникации в условиях коллективной постановки проблемы. Навык  в живой коммуникации чрезвычайно важен для процесса социализации школьника и, вне всякого сомнения, пригодится ему в повседневной жизни, это одна из важнейших, на мой взгляд, задач, которую должна решать современная школа.
Основная цель метапредметных уроков состоит в том, чтобы показать и формировать на различном материале  ценностных ориентиров у младших школьников.