Формирование предметных результатов обучения и личностных УУД на уроке математики в 3-м классе |
Подготовила учитель начальных классов Клокова О.В. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нацеливает нас на формирование не только предметных результатов освоения основной образовательной программы, но и личностных универсальных учебных действий (УУД). Хотелось бы остановиться на таких, формируемых на всех предметах начальной школы универсальных учебных действиях, как «осознание своей этнической и национальной принадлежности, … чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России». Становление гражданственности подрастающего поколения невозможно без ознакомления с традициями родной страны. Одна из задач школы – расширять в этом плане кругозор своих учеников, в том числе, через интеграцию учебных предметов. В своей статье я представляю конспект урок математики в 3 классе, который направлен на закрепление математических знаний, умений, видов и способов деятельности, необходимых ученикам третьих классов, и в то же время знакомит учащихся с названиями, их происхождением и правилами русских народных игр.
Конспект урока математики 3 класс Тема: «Умножение двузначного числа на однозначное (закрепление). Знакомство с русскими народными играми». Цели урока:
Оборудование: карточки для индивидуальной работы учащихся, толковый словарь, авторская мультимедийная презентация, вырезанные из цветной бумаги жёлтые, зелёные и коричневые листики, три нарисованных на листах А3 дерева, клей, карточки для игры «Верю – не верю», тексты с кроссвордом (по одному на парту). ХОД УРОКА 1. Организационный момент. Учитель: Сегодня у нас необычный урок, мы будем заниматься и математикой, и русским языком, и даже поговорим об играх. 2. Практическая деятельность учащихся. 2.1. «Математическая разминка» (самостоятельная работа по карточкам). (Учитель раздаёт детям карточки с изображённой на них таблицей). Учитель: Перед вами листок с таблицей. Вам надо найти значения математических выражений, сделав необходимые записи в вашей рабочей тетради, а ответы записать в нижнюю строку таблицы в порядке их возрастания.
В верхней строке записать буквы, соответствующие ответам. На нём ученики видят математические выражения и буквы. – Назовите, какое слово у вас получилось (СВАЙКА).
2.2. Объяснение значения нового слова Учитель: Знакомо ли вам это слово, что оно значит? (Ученики высказывают свои предположения. Например, это какой-то предмет для игры и т.д.). Далее ученик читает значение слова «СВАЯ» в толковом словаре (столб, брус или бревно, забиваемые в грунт для опоры в сооружениях). Учитель: Венеция – целый город, построенный на сваях.
2.3. Решение задачи. Учитель: На слайде вы видите текст задачи (в тексте есть слово «свайка»). Прочтите её внимательно, решите по действиям с пояснениями. (Учащиеся самостоятельно решают задачу, после чего мы коллективно проверяем её решение).
2.4. Знакомство со словом «лапта» Учитель: Может быть, кто-нибудь знает, как называлась русская народная командная игра с мячом и битой, получившая особую популярность в Америке, правда под другим названием – «бейсбол»? Я предлагаю вам поработать в паре, отгадать кроссворд, а ключевое слово в нём и будет названием игры. Кроссворд
Учитель: Да, это ЛАПТА
Совершим небольшую экскурсию в прошлое. Упоминание о лапте встречается еще в памятниках древнерусской письменности. Мячи и биты (палки с широким концом для битья по мячу) обнаружены при раскопках Новгорода в слоях XIV века.
Слово ЛАПТА сначала писалось ЛОПТА, постепенно оно превратилось в ЛАПТУ. 2.5. Физкультминутка Учитель: Давайте и мы сейчас отдохнём и сделаем маленькую разминку. (Дети хором произносят стихотворение и выполняют движения). 2.6. Решение примеров на счёт в пределах 100; выяснение значения названия игры «городки» Учитель: В 18-19 веках в России была ещё одна очень популярная игра, причём играли в неё как бедные крестьяне, так и богатые знатные люди. Сам граф Лев Николаевич Толстой с удовольствием проводил время за этой игрой.
Учитель: Выделите маркером буквы ответов в заданиях, где вы поставили знак «+». Прочтите название игры. Она называется «ГОРОДКИ». Кто догадается, почему игру так назвали? (Дети высказывают свои предположения).
Заметили ли вы, из скольких деталей состоит каждая? (из 5) Раньше фигур для игры в городки было очень много, а сейчас их оставили только 15. 2.7. Решение задачи на смекалку. Выяснение значения слова «ОРЛЯНКА». Учитель: Скажите, пожалуйста, что мы обязательно с собой берём, если идём в магазин? (сумку, деньги и т.д.) А какого вида деньги у нас бывают? (Бумажные и металлические, в виде монеток).
По наличию орла на одной из сторон монеты получила своё название ещё одна популярная в прошлом игра – «ОРЛЯНКА». Чтобы узнать, кто выиграет в споре, подбрасывали монетку, и пытались угадать, какой стороной она упадёт, т.е. доверяли решение вопроса орлу или решке (второй стороне монеты). Выигрывал тот, кто угадывал, какой стороной вверх упадёт монетка. 2.8. Решение задачи
Учитель: Сейчас я предлагаю вам решить ещё одну задачу. (Ученикам предлагается задача, осложненная недостаточными для решения данными: «в орлянку играло несколько человек»). 3. Итог урока. Оценивание учащимися своей работы Учитель: Сегодня на уроке вы применили имеющиеся у вас знания для решения задач и примеров, а также познакомились с русскими народными играми. По внешнему виду дерева можно определить, понравился ли урок ученикам. Дети делятся своими впечатлениями об уроке. Литература:
|