Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Главная Направление работы ФГОС Я иду на метапредметный урок. Что я должен учесть?
Я иду на метапредметный урок. Что я должен учесть?

(Практикум).

Подготовила Герасимова Г. Н.

(Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова А.Дистервега)

Слайд1. В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы. Так и учитель, основная деятельность которого происходит в процессе подготовки, в подборе материала и построении метапредметного урока. Учитель должен принять в расчет тему, цель урока, возраст учащихся, уровень их подготовленности к решению задач, формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) и умение Слайд 2 учиться через следующие этапы подготовки к уроку:

-что я делаю? (Предмет деятельности),

-для чего я это делаю? (Какова цель, задачи, пути достижения цели),

-как я это делаю? (Алгоритмы, формы, методы),

-какой это дает результат? (В чем смысл работы над данной темой; что должны знать, уметь обучающиеся на данном уроке)

-за счет чего этот результат достигнут? (Построить урок на принципах деятельностного способа обучения и включить практическую работу, работу в парах и группах, самостоятельную работу с использованием приемов само- и взаимопроверки или сверки с образцом, с учебником, с обязательным контролем со стороны учителя, продумать на каком этапе урока применить ИКТ с целью соблюдения здоровье сберегающей технологии, выполнение проекта)

1.На первом этапе урока необходимо провести актуализацию знаний по изучаемой теме. Организовать такую работу, при которой учитель выясняет, как усвоен пройденный материал. Можно предложить самостоятельную работу или провести эвристическую беседу.

Слайд 3 2.На втором этапе урока определятся, каким путем будет решаться задача:

1)в «готовом» виде сообщить знания или

2) включить детей в поиск, когда дети сами или с помощью учителя «открывают» то или иное понятие (например, имя существительное, имя прилагательное, глагол и др.), который и предполагает матапредметный урок и делает ученика активным участником учебного процесса.

Слайд 4 Итак, создаем проблемную ситуацию, т.е. перед детьми ставим задачу или задаем вопрос, которые требуют разрешения или исследования. Это второй этап урока.

3.Решение проблемной ситуации и выдвижение гипотез (предположений) начинается на третьем этапе.

4.На четвертом идет коллективное или индивидуальное, в парах решение проблемы. Дети делают выводы, умозаключения, что и приводит к новым знаниям.

5.На пятом проверка правильности решения. Н-Р, использование ИКТ.

6.На шестом- закрепление нового материала школьники должны оперировать новыми знаниями. Новые знания применяются на практике.

7.Рефлексия.

Слайд 5. Приведу пример использования метода противопоставления при изучении альтернативных правил: правописание Ь после шипящих в именах существительных. Как пишется слово туш с ь или без ь .На доске записаны: шалаш-мышь; мяч-ночь, туч. Последний звук произносится одинаково, пишется по-разному: то с ь, то без ь. Возникает вопрос: в чем тут дело? Дети высказывают свои предположения.

Прием противопоставлений важно использовать и тогда, когда изучение правил разделено по времени.

Проблемную ситуацию можно создавать и путем постановки познавательной задачи. Например, при изучении темы «Приставки». Предлагаю детям слова для анализа: ходит, уходит, выходит, входит, заходит, переходит.

Даю следующие задания:

- Выдели корень.

-Дать определение, что такое приставка

-Определить, какую роль играет приставка в слове

-Привести пример имени существительного с предлогом

-Выдвинуть предположение о том, как отличить приставку от предлога

-Выполнить проект в виде правила о приставках.

Слайд 6 Итак, метапредметный урок формирует одно из важнейших качеств личности - познавательную активность. Технологии и методы метапредметного урока: проблемное обучение, работа в парах, малых группах, индивидуальное и дифференцированное обучение помогают ребенку не только овладевать знаниями, но и способами деятельности, мобилизовать волевые усилия на достижение учебно- познавательных целей. Групповая форма работы резко увеличивает объем мыслительной и коммуникативной активности, самостоятельно осуществляемой детьми на занятиях, при этом активизируются процессы рефлексии. Дети учатся под руководством учителя осуществлять контроль в форме сличения своей работы с эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном; в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала. Т.о. формируются регулятивные, личностные, коммуникативные УУД.

Данные технологии обучения разнообразят работу, пробуждают любознательность. Осуществляя анализ, синтез, сравнение, обобщение, устанавливая причинно- следственные связи, ученики овладевают различными формами рассуждений, доказательств, умением пользоваться своими знаниями, а на основе этого у них формируется умение комбинировать новые способы действий, что является важной стороной самостоятельности творческого и логического мышления.

Слайд 7. В заключении предлагаю обратить ваше внимание на рекомендации по ведению метапредметного урока учителем.

Слайд 8

Приложение