Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Главная Из опыта работы Из опыта работы Доклад на педагогических чтениях
Доклад на педагогических чтениях PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
17.02.2012 08:34

Педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании детей.

 И. А. Дементьева

учитель математики 

МБОУ СОШ № 1 им. М. М. Пришвина

 

Истинная сущность воспитательной работы... заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка.

А.С.Макаренко


В Послании 2008 г. Президент выделил две основные социальные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания, — Конституцию страны и систему образования, прежде всего, общеобразовательную школу.

Россия начинается с российской семьи. Здесь впервые рождается и крепнет в ребенке понимание того, что он неслучаен в этом мире, что его существование востребовано людьми, что близкие, родные люди нужны ему, чтобы стать человеком. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, значение которых они хотят делить и с другими людьми:

  • Любовь и верность;

  • Здоровье и благополучие;

  • Почитание родителей;

  • Забота о старших и младших;

  • Продолжение рода.

Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. Школа и семья создают целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника. Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью.

Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.

Педагогическая мастерская - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и поведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и классного руководителя.

Формы проведения педагогических мастерских разнообразны и включают в себя проведение деловых игр, аукционов, тематических занятий с элементами тренинга и т.д. Все дети любят праздники, а когда рядом папа или мама - это праздник вдвойне.

Благодатную почву для формирования духовно-нравственного развития даёт совместное участие детей и родителей в социально-значимых акциях «Детский орден милосердия», «Помоги детям - поделись теплом». Социально-значимая деятельность основывается на сотрудничестве учащихся и их родителей. Да и надо ли кому-то объяснять, как важна подобная деятельность для оздоровления нравственного климата в российском обществе?

Семейная генеалогия - это ещё один способ воспитать у подрастающего поколения чувство гордости за своих предков, поднять со дна величие их славы и заслуги перед Отечеством. Благодаря этому дети могут понять, что знание своей родословной открывает новые возможности посмотреть на свою фамилию и стоящих за ней в веках прародителей.

Введение в школах курса «Основы православной культуры на факультативной основе многие родители восприняли с воодушевлением. Родители считают, что данный предмет поможет их детям получить достойное нравственное воспитание, а также приобщить подрастающее поколение к вечным истинам, Только партнерские отношения педагога с семьей каждого воспитанника, помогут создать

атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Актуальность проблемы педагогического сопровождения духовно-нравственного воспитания в семье связана, по крайней мере, с четырьмя положениями.

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Они ежедневно обрушиваются на интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Семья и школа должны объединиться в противостоянии данным негативным факторам.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют человека о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Решение главных задач современного образования должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

 

Основные направления

Кризис современной семьи настолько глубок, что в его преодолении разовые меры помощи не могут оказаться эффективными. Необходим системный подход, программная форма организации и управления работой по социально-педагогической и духовно-нравственной поддержке семьи.

Системность педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания определяется выделением направлений, структурирующих деятельность по решению проблемы. Выделяется семь направлений системы работы по педагогическому сопровождению семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей:

I. Содержательное направление. Оно включает разработку содержания, форм и методов интегрирования духовно-нравственной компоненты в практику семейного воспитания.

II. Социально-педагогическое направление. Оно предполагает реализацию системы духовно-просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей:

1. Семьям, переживающим разные периоды развития:

- родителям младших школьников,

- родителям подростков,

- родителям взрослых детей, бабушкам и дедушкам;

2. Семьям, требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой помощи:

- многодетным,

- малоимущим,

- неполным семьям,

- семьям, имеющим детей-инвалидов.

3. Неблагополучным семьям группы риска, асоциальным семьям.

III. Программно-структурное направление, которое предполагает выделение, организационную и содержательную разработку двух последовательных этапов в работе по педагогическому сопровождению семейного духовно-нравственного воспитания:

1) просвещения родителей (по общим вопросам воспитания и специально по вопросам духовно-нравственного воспитания, приобщения детей к традиционной культуре своего народа),

2) организации совместной деятельности семей.

IV. Направление кадрового обеспечения системы, определяющее разработку и осуществление подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов для работы по социальному, психолого-педагогическому и духовно-нравственному сопровождению семейного воспитания.

V. Организационное направление, оценивающее и реализующее возможности разработки государственной семейной политики, включение мер по поддержке семьи в различные программы федерального, регионального, районного, муниципального уровней.

VI. Экономическое направление. Оно включает определение и непосредственное осуществление объемов и источников финансирования программы содействия семейному духовно-нравственному воспитанию, организацию осуществления финансирования за счет федерального, регионального бюджетов, районных, муниципальных средств, благотворительных фондов. Это направление работы включает в себя также и контроль за расходом средств.

VII. Управленческое направление, позволяющее в рамках системной организации деятельности компенсировать неспособность ни одной из существующих ныне структур, работающих с семьей, эффективно содействовать преодоления духовно-нравственного кризиса семейного воспитания.

Эффективное управление системой дает возможность подготовить, привлечь к работе и объединить в решении общей задачи улучшения условий жизни семьи все существующие службы, работающие с родителями (и семьей в целом).

Цель и задачи педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей

Целью программы педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей является содействие возрождению лучших традиций семейного воспитания, восстановления традиционного уклада жизни посредством создания и развития системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи.

Достижение цели программы педагогического сопровождения семьи предполагает решение системы задач организационно-управленческого, информационно-просветительского и содержательного характера.

I. Организационно-управленческий блок задач:

1. Нормативно-правовой.

2. Финансово-экономический.

3. Организационное обеспечение развития системы поддержки семейного духовно-нравственного воспитания.

4. Управление программой.

II. Информационно-просветительский блок задач:

1. Ознакомление родителей и социума с содержанием программы поддержки семейного духовно-нравственного воспитания.

2. Организация системы мер по просвещению семей в вопросах традиционных подходов к духовно-нравственному воспитанию детей.

3. Планирование и реализация мер по духовно-нравственному медико-педагогическому и культурологическому просвещению и дополнительной подготовке, переподготовке, повышению квалификации специалистов школы.

III. Содержательный блок задач:

1. Научно-методическое обеспечение программы содействия семейному духовно-нравственному воспитанию.

2. Разработка содержания семейного духовно-нравственного воспитания с учетом современных проблем и особенностей развития Карелии.

3. Разработка содержания и осуществление мер по интеграции духовно-нравственной компоненты в семейное воспитание.

Обеспечение и этапы реализации программы

1.Нормативно-правовое обеспечение

Решение этой задачи предполагает подготовку и принятие нормативной базы школы по утверждению в ней программы духовно-нравственного сопровождения семейного воспитания.

2. Финансово-экономическое обеспечение

Программные меры по решению этой задачи включают в себя определение объема и источников финансирования в соответствии с этапами, масштабами и сроками развертывания систематической деятельности по сопровождению семейного духовно-нравственного воспитания.

В рамках программы системный и плановый характер приобретает финансовая поддержка структур, уже занимающихся решением проблем семьи и воспитания детей, охраной отцовства, материнства и детства, социальной поддержкой многодетных и малообеспеченных семей, родителей, имеющих детей-инвалидов, а также социальным обеспечением сирот и детей, оставшихся без надзора родителей. Объектом особого государственного и общественного внимания с целью профилактики детской безнадзорности, правонарушений, воспроизведения несчастного супружества и несчастного детства в регионе (районе, городе) становятся учреждения социальной поддержки неблагополучного детства: детские дома, приюты, интернаты, детские приемники-распределители.

3. Организационное обеспечение

Механизмы организации и управления содействием семейному духовно-нравственному воспитанию опираются на уже сложившиеся в регионе формы и методы духовно-нравственного просвещения, педагогической, медицинской, социально-психологической работы с семьей.

4. Информационно-просветительское обеспечение

Решение этой задачи предполагает осуществление цикла просветительных мероприятий:

– создание классными руководителями цикла бесед с целью ознакомления родителей с традициями духовно-нравственного воспитания;

– выпуск и распространение печатных материалов для родителей;

– открытие сети родительских лекториев, «школы семейного воспитания», «семейной гостиной» с привлечением в качестве лекторов медиков, педагогов, священнослужителей.

Грамотно и четко должна быть сформулирована тематика занятий, чтобы заинтересовать родителей. Для родителей дошкольников и младших школьников актуальны вопросы создания стабилизирующего жизнь семьи уклада, устроения семейного досуга, возрождения традиций совместной деятельности взрослых и детей; для семей, имеющих детей подросткового и более старшего возраста, целесообразно проведение бесед о проблемах духовно-нравственного становления в отрочестве и юности, возможности формирования у детей навыков духовной и нравственной безопасности по отношению к проблемам современной жизни, тактичной родительской помощи подросткам в кризисных ситуациях.

5. Кадровое обеспечение реализации программы

Сложно надеяться на успешную реализацию программы, если нет достаточно большого числа компетентных, заинтересованных в деле специалистов для обеспечения организации и содержательного наполнения работы с родителями. Выстраивая систему мероприятий по работе с различными категориями родителей, программа предусматривает:

– проведение серии просветительских совещаний для администрации ОУ;

– разработку и распространение информационно-просветительских материалов для специалистов школы;

– подготовку и проведение семинаров для классных руководителей.

6. Научно-методическое обеспечение реализации программы

В задачу научного обеспечения программы входит разработка содержания семейного духовно-нравственного воспитания с учетом особенностей регионального развития. Прикладное значение имеет подбор и определение степени применимости существующих программ социального, медицинского, психолого-педагогического сопровождения семьи в деле духовно-нравственного воспитания детей.

7. Разработка содержания и осуществление мер по интегрированию духовно-нравственной компоненты в семейное воспитание

Реализация программы педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания предполагает два этапа в работе с семьей:

1. просветительский этап;

2. этап организации совместной деятельности семей.

Просветительский этап, помимо открытия семейных лекториев и других форм родительского всеобуча по проблемам духовно-нравственного воспитания предполагает:

– совершенствование содержания воспитания и образования в школе в соответствии с традиционными духовно-нравственными ценностями семьи, семейного воспитания;

– реализация в школе курса «Основы православной культуры» с выделением тем и разделов о духовных основах семейной жизни, воспитания детей.

На первом этапе реализации программы может быть начата работа по подготовке и комплектованию подборок аудио и видеотек для всей семьи из цикла «Семейное духовно-нравственное воспитание»:

– создание небольшой библиотеки педагогической духовно-нравственной литературы для родителей;

– распространение лучшего опыта семейного воспитания в средствах массовой информации, печати, радио.

Этап организации совместной деятельности семей ориентирует на:

– создание региональной родительской общественной организации, семейного клуба на базе образовательного учреждения;

– формирование и развитие системы взаимной помощи семей по уходу за детьми;

– подчеркивание роли отца в воспитании детей посредством организации совместного труда и обучения ремеслу, организация общих дел в ОУ;

– проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей в их подготовке и проведении;

– обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, организацией каникулярного отдыха.

Формы работы с родителями:

  • -родительские собрания на духовно- нравственные темы;

  • -родительская конференция;

  • - встречи за круглым столом;

  • - семейные чтения;

  • - лекторий для родителей;

  • - открытые показы воспитательно- образовательного процесса;

  • - проведение совместных учебных мероприятий ( выставки, конкурсы, праздники);

  • - анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно- нравственного воспитания в семье;

  • - индивидуальные консультации специалистов;

  • - наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки, экскурсии.

Литература:

1. Зеньковский, В.В. Педагогика. – Париж — М., 1996.

2. Зеньковский.– М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. (Антология гуманной педагогики).

3. Ильин, И.А. Аксиомы религиозного опыта.- М.-Париж, 1993.

4. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М.,1993.

5. Роуз, С. Православное воспитание и окружающий мир // Сибирская православная газета — (http://www.ihtus.ru/edu46.shtml)

  • 6. Церковь, дети и современный мир. – СПб: «Новый город», 1997.