Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Суровая красота.

         Подготовила: Екатерина Доронина,  11А класс.

         Руководитель: Исаева Татьяна Константиновна.

 

Чего только не коллекционируют люди — автомобили, яхты, картины, марки, монеты, спичечные коробки, значки... А недавно мне довелось познакомиться с человеком, который коллекционирует ... камни. Да-да! Ельчанин А. И. Ковальчук собирает именно их. В его коллекции около двухсот разнообразных камней — от массивных гранитных валунов до небольших голышей.

 

Интерес к ним возник у Александра Ильича ещё в детстве. С течением времени увлечение не прошло и даже перешло в некую духовную сферу. А. И. Ковальчук считает камни свидетелями истории и её хранителями. Он украшает ими свой дом и сад.

Как-то возвращаясь домой из школы, я обратила внимание на полисадник возле одного из домов по улице Ленина. Прямо настоящий сад камней. Познакомившись с хозяином и создателем рукотворного чуда, я узнала и о его необычном увлечении.

Самые интересные экземпляры своей каменной коллекции Александр Ильич держит дома или во дворе. Так, например, лежит здоровенный голыш с отпечатком человеческой обуви в центре. Словно барышня, обутая в ту­фельку, ненароком оставила на гранитной глыбе след своей ножки, — чудо! 

            А. И. Ковальчук рассказал, что много лет назад он узнал, что в одном из заброшенных карье­ров, расположенном в пойме реки Дона, лежит необычный камень с отпечатком человеческой стопы. Коллекционер сумел его отыскать. Да вот незадача, небольшой с виду валун оказал­ся почти целиком скрыт в земле. Когда же Александр Ильич вместе с друзьями откопал глыбу, оказалось, она весит никак не меньше 400 килограммов. С помощью тро­сов, досок и дружных усилий уди­вительную находку удалось погру­зить в машину и доставить в Елец. Теперь она является одним из глав­ных украшений его коллекции. 

Покопавшись в Интернете, я с удивлением обнаружила, что коллекционирование камней — вовсе не модное поветрие по­следних лет (сейчас многие ис­пользуют голыши для создания альпийских горок), а довольно древнее увлечение. Первыми со­бирать камни для религиозных и эстетических целей начали ки­тайцы. Еще в 200-х годах до на­шей эры мыслители из Подне­бесной использовали большие «садовые» камни в декоративных и духовных целях. Позже это искусство обрело собственное на­звание; гонгши (камни для духа и созерцания).

Традицию, почерпнутую в Ки­тае, развили японцы. Именно они создали, пожалуй, самый извест­ный буддийский сад камней — Реандзи. В нем на небольшой пло­щадке собраны 15 валунов, рас­положенных таким образом, что, в какой бы точке ни находился созерцающий их человек, он ви­дит лишь 14 камней. Наблюдать их все можно, только воспарив в воздухе. Поэтому считается, что увидеть 15 камней с земли мо­жет только «достигший просвет­ления».

Впрочем, елецкий коллекци­онер А. И. Ковальчук — вовсе не просветленный буддист, а человек, тонко чувствующий красоту, пусть и облеченную в суровую форму.

Среди экспонатов, собранных Александром Ильичем, есть голы­ши, привезенные из разных угол­ков света, — карельские, ураль­ские, украинские и даже китай­ские. Имеются здесь и камни из более 40 российских монасты­рей. Многие экземпляры потря­сающе красивы! Некоторые на­поминают цветы. Иные — фи­гурки загадочных существ. Есть даже камень, похожий на лицо человека.

А. И. Ковальчук использует не­которые свои находки в качестве своеобразных садовых горш­ков. Углубления, имеющиеся в глыбах, он заполняет землей и сажает в них растения. Кстати, камни с подобными углубления­ми называются чашечниками. С ними (впрочем, как и с камнями-следовиками) связаны старинные народные поверья о лечебной, живой воде — отголоски древних языческих культов.

Откуда же взялись гранитные валуны в наших краях, где преоб­ладает известняк? Ученые пола­гают, что родина многих каменных глыб - далекая Исландия. В наши края их принес с собой наступав­ший ледник последнего Валдайского оледенения (70 — 11 тысяч лет назад). Когда наступило потепление, лед растаял, а вкрапленные в него валуны оказались на земле, как памятники той далекой эпохи — олицетворение ее суро­вой красоты.