Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Главная Школьный мир Наше творчество Экологический проект
Экологический проект

«Планировка детской площадки в г.Ельце по улице Братьев Родионовых в районе дома №59»

Мешковой Марии Александровны

Ученицы 9А класса

МБОУ СОШ №1 им.М.М.Пришвина г.Ельца

Научный руководитель:

Учитель биологии, экологии и географии

Пилюгина Галина Владимировна


Цель работы:

Создать проект детской площадки в окружении зеленой зоны.

Задачи:

  1. 1) Изучить литературу о зеленых насаждениях;
  1. 2) Изучить литературу о допустимых детских аттракционах;
  1. 3) Провести визуальный обзор данной местности:

А) рельефа;

Б) прилегающих территорий;

4) Создать планировку детской площадки.


Введение

Охрана окружающей среды - «экология» - наука о среде обитания человека, животных и растений, о закономерностях развития живой природы во взаимодействии с человеческой деятельностью. В переводе с греческого «экология» - это наука о доме, в котором живет человечество, наука о строении и развитии планеты Земля, как колыбели жизни во вселенной.

С ростом города, развитием его промышленности, становится все более сложной проблема охраны окружающей среды, создания нормальных условий для жизни и деятельности человека. В последнее десятилетие усилилось отрицательное влияние человека на окружающую среду и, в частности, на зеленые насаждения. Проблема зеленых массивов ( детских площадок, городских парков, лесов, садов, лугов) – одна из важнейших экологических проблем в городе.

Растительность, как средовосстанавливающая система, обеспечивает комфортность условий проживания людей в городе, реализует газовый состав воздуха и степень его загрязненности, климатические характеристики городских  территорий, снижает влияние шумового фактора и является источником эстетического отдыха людей; она имеет огроиное значение для человека.

Главными функциями зеленых насаждений мы можем назвать такие как санитарно-гинетическая, рекреационная, структурно-ланировочная декоративно-художественная. Обязательными требованиями к системе озеленения являются равномерность и непрерывность.

Велика роль зеленых насаждений в очистке воздуха детской площадки. Защитные функции растений зависят от степени их чувствительности к различным загрязняющим веществам.

Если концентрация вредных газов превышает предельно допустимые нормы, то клетки растений разрушаются и это приводит к угнетению роста и развития, а иногда и гибели растений.

При озеленении территории детской площадки необходимо учитывать указанные свойства древесно-кустарниковой растительности, хотя они могут


меняться в зависимости от различных факторов: возраста и  вида растений, состава газовых выбросов и их концентрации, а также от географических, почвенно- климатических и метеорологических условий.

Озеленение и благоустройство детской площадки должно проходить с учетом снижения  воздействия различных неблагоприятных факторов на выбранной  территории (рис.1).

Проектирование озеленения должно затронуть максимальную зону данной территории.

Необходимы  установление типов и конструкций посадок, подбор деревьев,  кустарников и другой растительности.

Особую группу растений для озеленения составляют деревья и кустарники. Благодаря биологическим особенностям их можно использовать в озеленении в течении многих лет. Немаловажную роль также играют газон и клумбы. Газон образует мягкий покров детской площадки, а клумбы украшают и создают защитный барьер территории.

Оборудование детских и игровых площадок различными спортивными и игровыми сооружениями в настоящее время одна из самых важных задач. Благоустройство детских площадок всегда являлось приоритетным направлением в деятельности любой благотворительной детско-юношеской организации. Детские площадки и уличные игровые комплексы во многих городах оснащены очень слабо. Кроме двух-трех детских горок и неисправных детских качелей на летних детских площадках зачастую нет ничего. Площадки детских садов не обновлялись с доперестроечных времен. Может быть, именно поэтому многие педагоги и родители бьют тревогу: детям просто некуда девать свою гиперактивность и подвижность. И маленьким деткам, и уже серьезным подросткам необходимо постоянно чем-то заниматься, летние же детские площадки решают эту проблему, как минимум, наполовину. Для таких детишек нужно не просто купить песочницу и дать задание в ней играть, таким детям нужны настоящие, хорошо обустроенные детские площадки. Да, в мире очень много проблем, но всегда нужно помнить о детях и не забывать, что обустройство детских площадок - одна из самых главных задач для любого человека.

  

Наиболее важной задачей для проектирования детской площадки считается подборка допустимых детских аттракционов и безопасной растительности.

Детская площадка должна иметь привлекательный вид и отвечать всем экологическим требованиям.

Используя статические данные я установила, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух города Ельца составляют 16748 тонн [1] (прилож.1).

На основе этого я предлагаю   проект создания детской площадки с созданием защитной полосы из деревьев, кустарников и низкорослых растений.


Глава 1

§1.1 Описание объекта

Походив по улицам Аргамаченского района, я пришла к выводу, что в этом районе не хватает детской площадки, которую я и решила спланировать на улице Братьев Родионовых, напротив дома №59.

Местность, выбранная мной на Аргамаче (рис.1,2) идеально подходит для строительства детской площадки. Территория находится на большом расстоянии от различных загрязняющих факторов ( заводов, трасс, различных предприятий). Рельеф этой территории ровный, без резких спусков. Примерные размеры: 7 на 15 метров. Задняя сторона территории огорожена деревянным забором. Камни, находящиеся на этой территории легко поддаются  удалению и транспортировке. Из растительности произрастают: клен (рис.3),высота которого составляет примерно 3-4 метра, после специальной подстрижки клен сможет выполнять роль защитного насаждения; ракитники (рис.5)-кустарники, которые после возможной обработки  будут   выполнять роль защитного барьера (заграждения) и улучшать микроклимат данной территории.                                                                         Изучив прилегающие территории, я предполагаю, что территория строительства детской площадки находится от дороги на расстоянии, приблизительно равном  2 метрам, а дорога, прилегающая к территории является непригодной для проезда крупных  транспортных средств (рис.4).


Глава 2

§2.1 Проектирование зеленой зоны

Изучив литературу о зеленых насаждениях на детских площадках[2],[3],[4] , я пришла к выводу, что при планировании детской площадки  прежде всего необходимо  позаботиться о барьере от шума и пыли. (При этом  надо помнить: существует немало растений, которые могут быть опасны для здоровья ребенка – цветы с токсичным ароматом, с острыми шипами, растения с ядовитыми плодами или соком.)  

Необходимы защитные насаждения – высокие кустарники и деревья с плотной кроной. В качестве таких растений хорошо подойдут березы (рис.12)  или липы (рис.13,14) , у них плотные кроны и голые стволы внизу (это снижает риск того, что дети залезут на дерево и получат травму) Большинство видов берёз — деревья высотой 30—45 м, с обхватом ствола до 120—150 см, некоторые виды — кустарники от крупных до мелких, вплоть до стелющихся, едва приподнимающихся над землёй. Все представители рода — однодомные, раздельнополые, ветроопыляемые (анемофильные) растения.Корневая система берёз мощная, в зависимости от вида и условий произрастания либо поверхностная, либо, что чаще, уходит косо вглубь. Стержневой корень проростка замирает очень быстро, зато боковые корни развиваются мощно и богаты тонкими мочковидными корешками. Берёза растёт медленно только в первые годы. Потом, наоборот, начинает расти быстро, и это обеспечивает ей победу над конкурирующей травянистой растительностью. Кора у большей части берёз белая, желтоватая, розоватая или красновато-бурая, у некоторых видов - серая, коричневая или даже чёрная. Полости клеток пробковой ткани на стволах заполнены белым смолистым веществом — бетулином, который придаёт коре белую окраску. Внешняя часть — берёста — обычно легко отслаивается лентами. У старых деревьев нижняя часть ствола нередко покрывается тёмной коркой с глубокими трещинами. Листья берёзы очерёдные, цельные, по краю зубчатые, яйцевидно-ромбические или треугольно-яйцевидные, моносимметричные, с широким клиновидным основанием или почти усечённые, гладкие, до 7 см длиной и 4 см шириной, перед опаданием желтеют. Молодые листья клейкие. Жилкование листовой пластинки совершенное перисто-нервное (перисто-краебежное): боковые жилки оканчиваются в зубцах. Почки попеременные, сидячие, покрытые спирально расположенными, часто клейкими чешуйками; боковые почки немного отстоящие.  Липы  отличаются мощной корневой системой, высотой 3-4 метра и хорошей приспособленностью к суровым климатическим условиям.Оба вида деревьев являются хорошо приспособленными к


влажности, температурам и другим природным условиям выбранной местности.  В отличии от берез, липы являются быстрорастущими деревьями, поэтому я предлагаю высадить на площадку именно липы. Могут быть и другие варианты защиты, например, стена дома, решетка, увитая девичьим виноградом (эта лиана разрастается быстрее других), плетень, стена быстрорастущих кустарников. Важно, чтобы на лужайке для игр не было сквозняков - они иногда образуются, если в изгороди или густых посадках есть сквозные проходы, поэтому  площадка должна быть высажена по периметру липами и березами  ( создавая защитный барьер для детей). Деревья могут быть высажены в шахматном порядке, при этом должно остаться место входа на площадку.   .

Проводить целый день на открытом солнце вредно и детям, и взрослым. Поэтому тень от деревьев и кустарников должна укрывать до трети площадки.  Кстати, зелень нужна не только для создания тени – растительность создает на площадке благоприятный микроклимат, а в жару увлажняет воздух. Идеально для посадки на площадку в качестве кустарников  подойдут сирень (рис.10)  и барбарис (рис.15,16) , у этих кустарников  большие листья, это улучшает микроклимат, увлажняет воздух на данной территории, сирень и барбарис также обладает газо- и пылепоглотительной способностью, быстро разрастается и создает естественное ограждение детской площадки от дороги, так как сирень имеет плотную крону. Сирень обыкновенная - общеизвестный кустарник или деревцо из семейства масличных. Цветки лилово-фиолетовые, разных оттенков, иногда белые, с сильным ароматом. Листья темно-зеленые, зеленеют раньше всех кустарников и дольше всех сохраняются. Осенью листья при опадании не желтеют.Родина - юго-восток Западной Европы. Цветет в конце мая - начале июня. Культивируется как озеленительное и декоративное растение.Существует много различных видов сирени, но сирень обыкновенная очень распространенный вид и встречается в южной, северной и средней полосе России.Название происходит от греческого слова 'syrinx' - трубка, что по-видимому указывает на строение цветка. По другой версии - от имени нимфы Сиринга, превращенной в тростник, из которого бог лесов Пан изготовил пастушью свирель "сиринкс".Род насчитывает около 30 видов, распространенных в Северо-Восточной Азии, Южной Европе. Почти все виды листопадные, редко вечнозеленые кустарники с супротивными, простыми, редкоперистыми, цельнокрайними листьями. Цветки обоеполые, душистые, с маленькой колокольчатой, 4-зубчатой чашечкой и трубчатым, 4-лопастным венчиком, внутри которого находятся 2 тычинки. Окраска цветков разнообразная - от белой до фиолетовой и пурпуровой. Цветки собраны в верхушечные, метельчатые соцветия. Плод - продолговатая или овальная, растрескивающаяся двумя створками коробочка с двумя семенами за


каждой створкой. Барбарис (Bérberis) — кустарник из семейства Барбарисовые. Кусту барбариса не затерять­ся в саду. Пурпурная листва, красные кисти плодов выделя­ют барбарис среди других растений. А плоды барбариса можно назвать живыми леденцами: кислят, сладят, холодят. Барбарис – обладатель ост­рых шипов, так что "обращают­ся" с ним деликатно, не то уко­лет за неосторожность. Шипы барбариса – не что иное, как видоизменённые листья, из пазух которых вырастают пуч­ки настоящих листьев – тон­ких, перепончатых, по краям зубчатых, длиной с мизинец.  Пурпурными листья становят­ся лишь под осень, а до того они зелёные. Кора побегов то­же нарядная – рыжевато-се­рая. Цветёт кустарник в самом начале лета. Цветки жёлтые, душистые, собраны в повислые кисти. Их любят посещать пчё­лы: барбарис – отменный ме­донос. Кустарник не боится зи­мы и неприхотлив к почвам.

Эта растительность хорошо разрастается на данной территории, так как ей благоприятны данные природные условия.  Значит, за  высаженными деревьями для наилучшей защиты детей должны быть высажены кустарники сирени и барбарисника, их плотные кроны создадут непреодолимый барьер, который помешает ребенку выбраться из территории детской площадки в другой стороне от созданного входа.

Сама территория площадки должна быть покрыта газоном, (например из клевера, который обладает зимостойкими, засухоустойчивыми и декоративными свойствами), он сведет на минимум результаты ударов, полученных при падении.

Детскую площадку нужно  окаймить бордюром из низкорослых растений. Это может быть календула (рис.11). Календула(ноготки)-растение легкое даже для новичка в цветоводстве. Если, по мере цветения, вы будете обрывать отцветшие корзинки, календула будет цвести до заморозков. Календула растение лекарственное. Высушенные соцветия используют для приготовления настоек, отваров, обладающих противовоспалительным, вяжущим, дезинфицирующим и успокаивающим действием. Цветет с июня по ноябрь.

Для посадки следует выбрать солнечное место, выносит заморозки до -5°С.

Семена календулы высевают на глубину 2-3 см рано весной. Всходы появляются, спустя 1-2 недели.  Зацветают через десять недель. Дает самосев. Оформленная  бордюром площадка  имеет привлекательный вид, кроме того, создается естественная изоляция групп от высоких кустарников и деревьев. Клумбы из этих низкорослых растений могут также находиться и между детскими аттракционами, причем можно создать интересные для


детей формы этих клумб. Такие растения не опасны для здоровья ребенка, потому что не обладают токсичными ароматами и острыми шипами, а яркий и красочный вид детской площадки, который предаст ей именно эта растительность, будет привлекать детей со всего района. 


§2.2 Проектирование установки детских аттракционов

Изучив литературу о допустимых детских аттракционах[5] на детской площадке, я предлагаю установить:

Детские качели (рис.7,8);

Песочницу с высоким бордюром для того, чтобы во время игры дети не смогли вывалиться из нее и получить травмы, но бордюр не должен быть слишком высоким ( в пределах 20-25см);

Детскую горку (рис.6,9) сделанную из пластика (это убережет ребенка от травм, которые можно получить при спуске с горки). Детская горка должна быть закрыта специальной крышей или брезентом для того, чтобы дети не выпали и не получили травмы. Под детскую горку необходимо насыпать некоторое количество песка для обеспечения безопасного спуска с горки.

На территорию необходимо поставить: долговечные  металлические  уличные урны, чтобы территория детской площадки не загрязнялась различными отходами, уличные скамейки, используемые круглый год, которые будут  полезны для детей и их родителей во время отдыха после подвижных игр.


Глава 3

§3.1 Рекомендации

Детская площадка очень нужна Аргамаченскому району. Данный экологический проект (прилож.2)  я хочу предложить для обсуждения и возможного строительства  на собрании жильцов улиц Братьев Родионовых, Льняной и Крупской, так как большинство элементов площадки можно сделать своими руками, а большинство материалов для строительства  обойдутся жильцам довольно дешево. Проект также можно предложить специальным службам города Ельца. 


Вывод

Таким образом в ходе исследования получены следующие результаты:

- установлено, что выбранная мной местность является наиболее подходящей и безопасной для строительства детской площадки;

- получено полное представление плана строительства объекта с учетом высадки подходящей зеленой зоны и подбора безопасных детских аттракционов.


Список использованной литературы

  1. «Экологическое состояние города Ельца».
  1. Боговая И.О., Теодоронский В.С. «Озеленение населенных мест».
  1. Васильева Д.А. «Город в зеленом наряде».
  1. Шабуров А.А. «Экология и акклиматизация растестений» //Сб.:Научный трактат «Экология и акклиматизация растений».//
  1. Фед. закон: Технический регламент безопасности аттракционов.