Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Главная Школьный мир Наше творчество Князь Владимир - в судьбе моей малой родины.
Князь Владимир - в судьбе моей малой родины.

Каждый из нас, ельчан, должен любить свою историю.

В ней прошлое, настоящее, будущее народа. Я горжусь прошлым родного края и связываю его со временем правления князя Владимира, Красное Солнышко.

Об этом написала в своей конкурсной работе.

 

Выполнила ученица  11 «Б» класса   Прибыткова Зина

Руководитель: Исаева Татьяна Константиновна

 

                                                                                                                                                    Страна, где мы впервые вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные, родного неба милый свет,

Знакомые потоки, златые игры первых лет

И первых лет уроки, что вашу прелесть заменит?

О родина святая! Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя?

В.А.Жуковский

Я уроженка старинного города Ельца, города Воинской Славы! Считаю своим долгом рассказать всем россиянам, какую роль сыграл князь Владимир – символ государственного становления, градостроительства, умения собирать силы страны воедино – в судьбе моей малой родины.

Привольно, широко раскинулся мой родной город по берегам Быстрой Сосны. Неповторим его облик. То тут, то там высятся церкви давних времен, а на крутом берегу реки стоит Вознесенский собор – визитная карточка города. Елец – живой организм: он движется, дышит, разноголосо шумит. Шумит о прошлом, настоящем, будущем. Поразительно прошлое моего города. Древний как сама Русь, он и воин, и труженик всегда играл большую роль в защите русских земель, в укреплении государства. «Елец, ставший на окраинах русских владений, - пишет историк В.Н.Татищев, - был издавна стратегическим пунктом: «бебо страна сия защита земле рустей»

Впервые мой город упоминается в Никоновской летописи под 1146 годом: «Князь же Святослав Ольговичиде в Резань и бывъ во Мченске, и в Туле, и в Дубке на Дону, и в Елце, и в Пронске и придевъРезань на Оку…»

Казалось бы, дата основания города определена: Елец на год старше Москвы и зачем ещё ломать копья? Но меня этот вопрос заинтересовал особенно, когда в моих руках оказалась книга Ивана Кожухова «Елец» 1911 года издания. И я уже по – другому представила его историю, связав с деятельностью князя Владимира – Красное Солнышко

900-е годы князь расширяет свои владения, основал много городов в различных местностях. «Былъ на Оке, покорил  Вятичей и заставил ихъ платить дань» Какое сходство с данными Никоновской летописи. Значит, не мог князь Владимир не обратить внимания на живописные места – территорию теперь Липецкой области.

Место, которое занимает Елец, привлекло князя, его воевод, проезжавших около каменистого обрыва (печуры), окруженного широкой в то время Быстрой Сосной, Ельчиком и Лучком! Думаю, у князя Владимира сразу же возникла мысль о строительстве города как лучшего стратегического пункта. По берегам рек раскинулись великолепные, непроходимые леса, невысокие горы с каменистыми порогами. Здесь можно было держать оборону города, наконец, затаиться от врагов на некоторое время, чтобы собраться с силами и нанести затем удар по противнику. На долю Ельца выпал горький жребий выносить первые удары иноземцев. Все известные наступления врагов, относящиеся к концу X – началу  XII веков, шли через этот стратегический пункт. Он подвергался ужасным опустошениям, одно зарево пожаров сменялось другим…Стоны умирающих, рыданья пленных, разлученных с семьями, носились над Быстрой Сосной. И только благодаря стойкости людей, живших на этой местности, смелых и сильных, после каждого разрушения строился новый город, обносился крепкими стенами и укреплялся высокими башнями.

Мои предки, Вятичи, были храбрыми, мужественными людьми. Рождались они под свист и жужжание стрел, под звон копий и щитов. И нравы, обычаи были у них особенные, воспитывающие воинствующий дух. Смелый князь Владимир обратил внимание на жизнь горожан. Может быть она и помогла принять правителю координальные решения, связанные с принятием христианства.

« А ещё, кто умрет – творили тризну». Об этом я читаю в переводе летописи Нестора.

Тризна имела очень глубокое значение в философском и воспитательном отношениях. Она формировала храбрость, приучала смотреть смерти в глаза и наводила на мысль о ничтожности человеческой жизни и полного уничтожения со смертью. Тризна представляла из себя очень красивое зрелище: тело, одетое в лучшие одежды и увязанное свежими травами и ветками, клалось на костер и сжигалось, а пепел ссыпался в урны и ставился возле дорог, чтобы всегда видеть перед глазами мертвых и не бояться собственной смерти…Сжигание обыкновенно сопровождалось дикими воинственными играми и пляской…»

Мои предки признавали полное уничтожение человека, со смертью и с презрением и удальством смотрели на неё.

Я уверена, что князь Владимир видел это страшное зрелище и понимал, что язычество приведет народ в тупик. Вот тогда – то и родилась мысль у князя о принятии христианства. Владимир решился отправить десять человек в разные земли, чтобы узнать, какой народ лучше всех других понимает Бога истинного. Послы его объездили много государств, и более всего понравилось им благочестие греков и святое служение в церквах их. С восхищением рассказывали они великому князю о вере греческой. Владимир радовался, что наконец может молиться Богу истинному, и предпочел принять христианскую веру от греков. Приказал князь всем киевлянам явиться на берег Днепра. Тогда –то открылось чудесное, несравненное зрелище. Священники освятили Днепр и начали крещение народа. Взрослые люди вошли в воду; маленькие дети были на руках отцов и матерей, между тем как на берегу стояли князь, супруга его, бояре и воины, крещенные еще в Херсоне. Они стояли в тихом благоговении и усердно молились за новых христиан. В эту торжественную минуту Владимир поднял руки к небу и сказал: «Творец неба и земли! Благослови сих новых детей Твоих! Дай им познать тебя, Бога истинного, утверди веру их». С этого момента всюду по Святой Руси, от древних городов до дальних погостов, повелел святой Владимир ниспровергнуть языческие требища, иссечь истуканов, а на их месте рубить по холмам церкви, освящать престолы для бескровной жертвы. Храмы Божии вырастали по лицу земли, на возвышенных местах, у излучин рек, на старинном пути «изваряг в греки», словно путеводные знаки, светочи народной святости. Символом христианства стала церковь. Сколько их на Руси Святой!

Мой город не является исключением, в нем построено было 27 церквей и часовен. Одна красивее другой. А в целом они создают неповторимый облик города. Памятником глубокой древности является часовня на берегу реки Быстрой Сосны, в конце Миллионной улицы, недавно отремонтированная заново.

« Над рекою Сосной

Стоит позабытое здание,

Но хранится в нем образ святой

С этим образом живо предание»

Предание говорит, что часовня сия поставлена по указанию святого Алексея Митрополита Московского, проезжавшего в 1357 году, 18 августа, через Елец по приказанию хана Чанибека, у которого заболела глазами любимая жена Тайдула, чтобы помолиться о ней… И вот святой Алексей, садясь в лодку, чтобы плыть вниз по реке Быстрой Сосне, благословил город и жителей и предрек ему в будущем богатство и славу и на вопрос жителей, окруживших его, где строить новый город вместо сгоревшего, святой Алексей посмотрел на гору, где стоял дремучий лес, а над ним вилась на одном месте стая голубей, и сказал, что на этом месте будет великий город. Жители поставили на этом месте столб и впоследствии часовню и стали строить город, который вскоре был готов и  обнесен стеной…

Заключение

Проходят века, а память о деяниях князя Владимира не исчезает. Она во вновь строящихся храмах. В Ельце реставрируются старые церкви, строиться новая – в честь Святой Троицы. И как – то спокойно становится на душе, когда видишь в воскресные дни, в праздники стекаются люди к собору на службу. Звучат колокола, их малиновый  звон собирает православных помолиться Богу.