Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Главная Школьный мир Наше творчество Тема любви в творчестве Ивана Алексеевича Бунина
Тема любви в творчестве Ивана Алексеевича Бунина

( по рассказам   «Легкое дыхание»  и «Чистый понедельник»)

Поваляева Екатерина

10А класс

На протяжении всей своей творческой деятельности Бунин создавал  гениальные  произведения. Своеобразную, неповторимую по художественному стилю прозу  Бунина нельзя спутать с произведениями  других авторов. В индивидуальном художественном стиле писателя отражается его мировоззрение.

В рассказе «Легкое дыхание»,на мой взгляд, присутствуют философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества тем: тему любовь и смерть. По художественному мастерству  рассказ «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Ивана Алексеевича Бунина. Это произведение  было написано  Буниным в 1916 году.

Повествование движется в обратном направлении. Из настоящего в прошлое. С первых строк автор погружает нас, читателей, в грустную атмосферу кладбища, описывает могилу прекрасной девушки, жизнь которой нелепо и страшно прервалась в самом расцвете сил: « На кладбище, над своей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий. Апрель , дни серые: памятники  кладбища ,просторного уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит у подножия креста. В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон. А в медальоне- фотографический портрет гимназистки с радостными поразительно живыми глазами. Это Оля Мещерская – главная героиня рассказа «Легкое дыхание».  Бунин заставляет нас проникнуться скорбью, описывая героиню рассказа, гимназистку Олю Мещерскую в ее четырнадцать и пятнадцать лет. Во всем ее облике сквозит восхищенное удивление необычным переменам, которые с ней происходят. Она стремительно похорошела, превращаясь в девушку, душа ее наполнилась энергией и счастьем. Автор пишет, что героиню отличало « в последние два года из всей гимназии,- изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз» . Жизнь восхитительно бурлит в ней, и она с удовольствием обживается в своем новом прекрасном облике, пробует его возможности. Оля Мещерская у Бунина – добрый, искренний и непосредственный человек. Своим счастьем и позитивной энергией девушка заряжает все вокруг. Притягивает к себе людей. Иван  Алексеевич показал, что для других девочек Оля была идеалом. И тут же неискушенная , неопытная, легко летит по жизни, как бабочка на огонь. А несчастье уже идет по ее следам. Бунин сумел в полной мере передать трагизм этого головокружительного полета. Кроме главной героини в рассказе фигурируют еще четыре образа, так или иначе связанные с юной гимназисткой. Это начальница гимназии, классная дама Оли , знакомый отца Оли Алексей Михайлович Милютин и некий казачий офицер. Никто из них не относится к девушке по- человечески, не делает даже попытки понять ее внутренний мир. Заканчивается рассказ словами автора: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире , в этом облачном небе, в этом холодном ветре» Красоту нельзя уничтожить. Она возродиться вновь.  

У Бунина « вечные» темы в цикле «Темные аллеи» это счастье и трагедия, любовь , связь человека с миром природы. Цикл рассказов Бунина « Темные аллеи» включает в себя 38 рассказов.  Они различаются в жанровом отношении, в создании характеров героев отражают разные пласты времени. Это цикл, последний в жизни, автор писал восемь лет, в годы Первой мировой войны. Книгу « Темные аллеи» Бунин считал «самой совершенной по мастерству» и причислял ее к высшим достижениям .Это- книга-воспоминание. В рассказах любовь двух людей и одновременно признание в любви автора к России, восхищение ее таинственной глубокой душой. Сквозной темой цикла является любовь во всем ее многообразии .Любовь понимается автором как величайший бесценный дар, который никто не сможет отнять. Человек по- настоящему свободен только в любви. Часто истории любви у Бунина разворачиваются в  « дворянском гнезде», благоухающую атмосферу которого прекрасно передает автор. Любовь- это величайший накал душевных сил, поэтому в рассказе напряженный сюжет. Мне кажется,  Бунин был убежден ,что любовь – чувство трагическое , за него следует расплата. Он считал , что и в любви человек одинок, что это сильное , но кратковременное чувство. Но при этом писатель прославляет любовь. Без нее немыслима сама жизнь. Бунин мастерски использует описание природы для того, чтобы передать чувства и мысли лирических героев. Он начинает свои рассказы с пейзажа в основном, который подготавливает читателя к восприятию истории любви двух людей, пути которых таинственным образом трагически разошлись.

Свой рассказ «Чистый понедельник» Бунин начинает  с описания серого зимнего дня в Москве. К вечеру жизнь в городе оживлялась, жители освобождались от дневных забот: «…гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи, – в сумраке уже было видно, как с шипением сыпались с проводов красные звезды, – оживленнее спешили по тротуарам чернеющие прохожие». Пейзаж подготавливает читателя к восприятию истории «странной любви» двух людей, пути которых трагически разошлись.

Рассказ потрясает искренностью в описании большой любви героя к своей возлюбленной. Перед нами своеобразная исповедь мужчины, попытка вспомнить давние события и понять, что же тогда произошло. Почему женщина, говорившая, что кроме отца и него у нее никого нет, без объяснений оставила его. Герой, от лица которого ведется рассказ, вызывает симпатию и сочувствие. Он умен, красив, весел, говорлив, безумно любит героиню, готов на все ради нее. Писатель последовательно воссоздает историю их взаимоотношений.

Образ героини окутан таинственностью. Герой с обожанием вспоминает каждую черточку ее лица, волосы, платья, всю ее южную красоту. Они были прекрасной парой, оба красивые, богатые, здоровые. Внешне героиня ведет себя вполне нормально. Принимает ухаживания возлюбленного, цветы, подарки, ездит с ним в театры, на концерты, в рестораны, но внутренний мир ее закрыт для героя. Она немногословна, но иногда высказывает мнения, которых ее друг не ждет от нее. Он почти ничего не знает о ее жизни. С удивлением герой узнает, что его возлюбленная часто посещает храмы, много знает о службах в них. В то же время говорит, что она не религиозна, а в храмах ее восхищают песнопения, обряды, торжественная духовность, какой-то тайный смысл, которого нет в суетной городской жизни. Героиня замечает, как пылает от любви ее друг, но сама не может ответить ему тем же. По ее мнению, в жены она тоже не годится. В ее словах часто проскакивают намеки на монастыри, куда можно уйти, но герой не воспринимает это серьезно.

В рассказе Бунин погружает читателя в атмосферу дореволюционной Москвы. Он перечисляет многочисленные храмы и монастыри столицы, вместе с героиней восхищается текстами древних летописей. Здесь же даны воспоминания и рассуждения о современной культуре: Художественный театр, вечер поэзии А. Белого, мнение о романе Брюсова «Огненный ангел», посещение могилы Чехова. Множество разнородных, иногда несовместимых явлений составляют канву жизни героев.

Постепенно тон рассказа становится все более грустным, а в конце – трагическим. Героиня приняла решение расстаться с любящим ее мужчиной, уехать из Москвы. Она благодарна ему за настоящую любовь к ней, поэтому устраивает прощание и позже присылает ему последнее письмо с просьбой не искать ее.

Герой не может поверить в реальность происходящего. Не в силах забыть любимую, он два последующих года «долго пропадал по самым грязным кабакам, спивался, всячески опускаясь все больше и больше. Потом стал понемногу оправляться – равнодушно, безнадежно…». Но все равно в один из похожих зимних дней он ездил по тем улицам, где они бывали вдвоем, «и все плакал, плакал…». Повинуясь какому-то чувству, герой заходит в Марфо-Мариинскую обитель и в толпе монахинь видит одну из них с глубокими черными глазами, смотрящую куда-то в темноту. Герою показалось, что смотрит она на него.

Бунин ничего не объясняет. Была ли это действительно возлюбленная героя, остается загадкой. Но ясно одно: была великая любовь, сначала осветившая, а потом перевернувшая жизнь человека.

Безусловно, мы- старшеклассники только учимся читать между строк и перечитав Бунина через десять лет, его творчество откроет нам новые грани, наверное, и тему любви мы сможем увидеть по –другому.